Муза Феллини или эта удивительная любовь…

И снова чудесная история от Антона Александрова в моей любимой рубрике «Кумиры на века».

22 февраля исполнился бы 91 год итальянской актрисе Джульетте Мазине

Джулия Анна Мазина родилась в Сан-Джоржо-ди-Пиано близ Болоньи в семье учительницы и кассира. Она была старшей из четырёх детей и с юных лет отличалась любовью к танцам и музыке, видимо, унаследовав музыкальность от отца, который в молодости был прекрасным виолончелистом. Разглядев в хрупкой и худенькой четырёхлетней девочке актёрский талант, её забрала к себе в Рим тётя Джулия, покровительствовавшая начинающим артистам. Сценический дебют Мазины состоялся в восемь лет в гимназии при монастыре урсулинок, потом она играла в экспериментальном театре при университете. Ей стали поступать предложения от профессиональных театров, однако родители настояли на том, чтобы она окончила вуз и получила диплом преподавателя современной литературы.

***
Чтобы избавиться от северо-итальянского акцента, Мазина пошла работать на радио. Она играла в забавных скетчах про двух влюблённых «Чико и Паллина», автор которых подписывался просто «Федерико». Это был Феллини, работавший тогда журналистом. Услышав по радио голос Мазины, он был очарован им. Его обладательница представлялась ему пышногрудой блондинкой, и Феллини позвонил ей и пригласил в дорогой ресторан. К удивлению Федерико, на встречу пришла миниатюрная шатенка. Но это не стало препятствием для зарождения настоящей любви. Вскоре Мазина и Феллини поженились. Правда, по просьбе Федерико его супруга всё-таки осветлила волосы и изменила имя на «Джульетта».

***
Джульетта и Федерико мечтали о большой семье, и через несколько недель после свадьбы Мазина забеременела. Но падение с лестницы привело к трагическим последствиям; актриса потеряла ребёнка. Вторая беременность протекала нормально, и в марте 1945-го у Джульетты родился мальчик, которого назвали в честь отца — Федерико. Но снова случилось несчастье: ребёнок, появившийся на свет слабым и болезненным, прожил лишь две недели… Вскоре Джульетта узнала, что у неё больше не может быть детей. Все последующие годы Мазина предпочитала не касаться этой темы в общении с прессой, а Феллини на вопросы о личной жизни отвечал: «Наши дети — это мои фильмы!»

***
«Созданное актрисой в этой картине превосходит понятие о профессиональном мастерстве», — писали критики о роли Джельсомины,» сыгранной, вернее, прожитой Мазиной в фильме «Дорога» (1954). После премьеры картины в Англии Джульетта шла через аплодирующую толпу. Вдруг одна пожилая дама сняла с себя серебряное колье с малахитами и протянула ей со словами: «Возьми, девочка, тебе пригодится!» Смысл этой фразы стал понятен Мазине лишь наутро, когда у дверей её номера лежали груды шерстяных шарфов, свитеров и шалей. Оказалось, что прошёл слух, будто Феллини нашел исполнительницу главной роли в бродячем шапито. Англичане посчитали, что, собрав призы всех фестивалей, жестокосердные киношники вышвырнут наивную циркачку обратно на обочину. Вот и решили помочь ей материально!

***
Фильм «Ночи Кабирии» (1957) родился из сюжета, который Феллини сочинил по просьбе Роберто Росселлини для Анны Маньяни. Однако, когда режиссёр начал рассказывать прославленной актрисе про образ Кабирии, та не проявила ни малейшего интереса. Тем не менее, Феллини не разочаровался в придуманной им истории, а предложил роль Мазине. Подбирать одежду для фильма Федерико и Джульетта отправились на барахолку. Чтобы подбодрить жену, которой на съёмочной площадке предстояло ходить в убогой пелеринке из куриных перьев, после барахолки Феллини отвёз Мазину в дорогой бутик, где она купила себе новое платье. Именно в нём год спустя Джульетта получала «Оскар» за лучший иностранный фильм года!

***
В начале 1960-х Мазина отказалась от пятилетнего контракта в Голливуде, так как не хотела надолго расставаться с мужем. Она надеялась, что вскоре Феллини даст ей новую роль, но её пришлось ждать целых восемь лет. Редко работавшая с другими режиссёрами, Джульетта успешно реализовывала себя на иных поприщах. Много лет она вела рубрику в крупнейшей итальянской газете «Стампа», терпеливо отвечая на письма читателей, работала на телевидении: была ведущей нескольких программ, участвовала в шоу, пробовала себя в области издательской деятельности. Джульетта даже получила учёную степень бакалавра, защитив диссертацию на тему «Социальное положение и психология актера в наше время»!

***
Более разных людей, чем Мазина и Феллини, сложно представить. Джульетта была экономна и расчётлива — Федерико понятия не имел, сколько у него денег в бумажнике и в банке. Мазина постоянно болтала — Феллини хранил глубокомысленное молчание. Она любила путешествовать — он предпочитал отдых в родном Римини. Джульетта не мыслила жизни без танцев — Федерико терпеть не мог танцевать. В присутствии режиссёра никто никогда не курил (кроме неисправимого Марчелло Мастроянни) — Мазина дымила, как паровоз. А ведь были ещё многочисленные романы Федерико с актрисами, из-за чего между супругами вспыхивали ссоры, после которых Джульетта даже делила дом на две половины! Но на съёмочной площадке превыше всего для Феллини было мнение Мазины, а если её не оказывалось рядом, он звонил ей и советовался по любому поводу.

***
«Джульетта — это моё продолжение, моё отражение», — утверждал Феллини. Что-то подобное он говорил и про своё «alter ego» — Мастроянни. Оба «зеркала» маэстро встретились лишь в одном фильме: в 19685-м Феллини снял картину о стареющих эстрадных танцорах «Джинджер и Фред». Мазина, всю жизнь обожавшая танцевать, наконец-то смогла в полной мере проявить свои хореографические способности. Правда, искусством чечётки до съёмок она не владела, но несколько месяцев занятий превратили её в мастера степа. На съёмках Джульетта порой настолько увлекалась танцем, что не замечала, как Феллини командовал «Стоп! Снято!», и продолжала выкидывать лихие коленца.

***
Летом 1993-го Мазине поставили диагноз «рак лёгких». Она не стала сообщать об этом мужу, который сам лежал в больнице. Однако, узнав о том, что Джульетта находится в клинике, Федерико потребовал доставить его в Рим. «Туда могут привезти уже труп!» — пригрозил врач. Это не остановило Феллини. Он приехал к жене, и они долго обсуждали, как будут отмечать свою золотую свадьбу. Мазина занялась списком гостей, меню и подбором платья себе и костюма мужу. Сценарий торжеств, конечно, взял на себя Феллини. Но за две недели до события у Федерико случился инсульт, и он умер в больнице 31 октября 1993 года, через 50 лет и один день после свадьбы с Джульеттой. Мазина пережила его на пять месяцев. Перед смертью она выразила желание быть погребённой с фотографией Феллини в руке.

Антон АЛЕКСАНДРОВ
«Телевидение.Радио» № 7 (2911) вторник, 14 февраля 2012 года

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *