Архив рубрики ‘Растворяясь в музыке’

Jazz

Суббота, 19 Март 2011

Иногда мне хочется оказаться в настоящих джазовых временах. В тех, когда джаз был стилем жизни…

Сегодня, последовав за впечатлениями Харуки Мураками, я слушаю Чета Бейкера (Chet Baker). Мураками не обманул – звук и слова позволяют ощутить душевную боль и образы, которыми музыка наполнена. Сейчас у меня играет альбом “Grey December” 1953 года. Очень красивые, лиричные, настраивающие на волну лёгкой грусти композиции. У Чета Бейкера очень приятный голос, тоже с изрядной долей грустины в нём. В его музыкальных историях есть, действительно есть, то самое “Что-то похожее с нами уже было”.

И мне нравится дуэт фортепьяно и саксофона, звучащих ярче других инструментов. Нота за нотой – и они необратимо влюбляют меня в эту музыку. И я начинаю мечтать о живом звуке, или о супер хороших колонках, не уродующих эти божественные мелодии…

Чет Бейкер был талантливым пианистом, саксофонистом и вокалистом. Только, как и многие музыканты 50-х-60-х, он не справился с наркозависимостью и на много лет скрылся из виду. Правда, в 1970-х вернулся и снова творил и радовал почитателей своего таланта.

The Carpenters.

Суббота, 26 Февраль 2011

Поделившись вчера со мной двумя роликами The Carpenters на Youtube, мой друг не подозревал, насколько меня зацепят эти исполнители.  Полночи я смотрела материалы, щедро выложенные их поклонниками на Youtube – и биографические фильмы, и записи их выступлений – и читала англоязычные материалы в Википедии, ибо русскоязычные оказались весьма скудными.  Тексты песен тоже читала.

Волшебное было время – 60-ые, 70-ые, 80-ые.  Столько всего удивительного миру явили эти годы – такого, что не обесценивается со временем. И очень хорошо, что у нас есть возможность со всем этим соприкоснуться в наших безумных 2000-х (: – спасибо нашему времени, что сейчас стало намного проще соприкасаться со всеми богатствами и чудесами мира.

WADAIKO Matsuriza

Воскресенье, 20 Февраль 2011

Знакомство с японскими барабанами продолжается. Сегодня слушаю Wadaiko Matsuriza. Если верить тексту с их официального сайта, Daiko (Taiko) означает “барабан”, и музыканты стараются в лучшем виде представлять традиционную игру на японских барабанах.  Wadaiko Matsuriza – это группа профессиональных музыкантов из Хатиодзи – города, расположенного в столичном округе Токио, в 50 километрах западнее центра Большого Токио.

На 2008 год в ансамбле было чуть больше двадцати участников, а точнее – 21. Организатор и руководитель ансамбля – Masaya Takashino – старается, чтобы стиль исполнения ансамбля был не только традиционным, но и достаточно современным. В ансамбле чудесным образом уживаются опытные музыканты и совсем юные, о чём свидетельствуют  фотографии и комментарии к ним руководителя ансамбля.

В тех записях, которые есть у меня (их список ниже),  я услышала больше традиционного японского. Хотя, если хорошенько подумать – барабанные ритмы уместны во все времена. И лично у меня почему-то с японцами, действительно, чаще всего ассоциируется барабаны… и обязательно с такими характерными японскими воинственными выкриками. (:

1.  Riko – Maru
2.  Wadaiko Matsuriza – 02 Tsugaru Jyongara Bushi
3.  Otoko – Ni Ariki
4.  Kabuki Gomen – Jyo
5.  Oni – Naku
6.  Wadaiko Matsuriza – 06 Tamaya Kagiya
7.  Ichijin-No-Kaze
8.  Gaku
9.  Festival Music of Dairakuji Town
10. Medley of Wadaiko Matsuriza
11.The Song of Matsuriza

Когда цвели сады…

Понедельник, 14 Февраль 2011

14 февраля 1936 года родилась польская певица Анна Герман


anna german

Анна Виктория Герман появилась на свет в узбекском городе     Ургенч в семье переселенцев: голландки-учительницы Ирмы Мартенc и немца-бухгалтера Евгения Германа. Когда Анне было два года, отца арестовали, и он погиб в лагерях. Мать вышла замуж за поляка Германа Бернера, но он пропал без вести на войне. После долгих скитаний Ирма с дочерью оказались на родине отчима Анны – в Польше. Там девочка пошла в школу, где сразу проявилась её удивительная способность к языкам. Герман знала польский, русский, украинский, узбекский, голландский, итальянский, английский и французский! Ещё она прекрасно рисовала и мечтала стать художницей. Но мать сказала, что профессия должна быть более «земной», и Анна пошла учиться на геолога.

* * *
Анна Герман была круглой отличницей. Особенно ей удавались чертежи и геологические карты: они были самыми точными и самыми красивыми. В свободное время Анна участвовала в художественной самодеятельности, однако о карьере певицы даже не помышляла. На прослушивание во Вроцлавскую филармонию её тайком записала подруга и потом еле уговорила Анну пойти туда. Герман предстала перед комиссией и спела несколько песен. Экзаменаторы сидели молча. «Это провал!» – решила Анна. Но её попросили спеть ещё, и ещё… Наконец, один из членов комиссии сказал Герман: «Извините, что заставили вас долго петь. Просто мы впервые в жизни побывали на таком чудесном концерте!» Так началась эстрадная карьера магистра химии без музыкального образования.

* * *
Однажды к Анне домой пришла незнакомая девушка. «Меня зовут Катаржина Гертнер. Я композитор, хочу предложить вам послушать мои песни», – сказала она. Анна согласилась. Одна из песен ей сразу понравилась, но мелодия виделась несколько иначе. Герман села за рояль и наиграла композицию так, как ей хотелось. Гертнер кивнула: «Так действительно лучше!» Это была песня «Танцующие Эвридики», которая стала первым шлягером и визитной карточкой певицы. С ней Герман произвела фурор на II Фестивале польской песни в 1964-м и покорила сердца советских зрителей, когда посетила нашу страну в составе делегации артистов соцстран. Популярность Анны Герман в СССР была столь велика, что первая пластинка певицы вышла на фирме «Мелодия» и лишь потом – в Польше.

* * *
В августе 1967-го на гастролях в Италии Герман попала в автокатастрофу. Последствия были ужасны – 49 переломов! Родственникам в посольстве выдали визы вне очереди: врачи были уверены, что певица не выживет. Однако Анна благодаря своей силе воли, а также любви и поддержке мужа, Збигнева Тухольского, сумела опровергнуть эти пессимистические прогнозы. Ей прочили участь лежачего инвалида – она заново научилась ходить. Говорили, что о сцене можно забыть, – Анна продолжала писать песни и петь. И через три года вернулась на эстраду с новой программой «Человеческая судьба». На первом концерте зрители встречали каждую песню такими овациями, что он продлился на 45 минут дольше заявленного времени.
(далее…)

Ass = Андреас Содерстром/Andreas Soderstrom

Суббота, 12 Февраль 2011

andreas

Альбом Ass “My Get Up And Go Just Got Up And Went” попался мне с занятным определением жанра – психоделическая кельтская гитара. Я была заинтригована и решительно настроилась этот альбом прослушать от начала до конца, что и сделала, и уже не один раз. Намёки на психоделику, несомненно, есть, но всё же, прежде всего слышится гитара – прекрасная, любимая и немного необычная. На диске инструментальные композиции чередуются с текстовыми песнями. Когда слушаешь инструментальное исполнение – фантазия ограничена лишь названием композиции. В песне слух уже невольно цепляется за слова, и фантазия не так свободна… По крайней мере, моя фантазия. (: Ещё, когда слушала именно этот диск, внутри себя размышляла о том, как к музыкантам приходят названия для инструментальных композиций.

(далее…)

И снова неслучайные случайности…

Понедельник, 7 Февраль 2011

… в виде неожиданного приглашения от друга вечером 3го февраля на концерт в клуб “Цоколь” на премьеру проекта Евгения Фёдорова Zorge. The Band.

В последние пару лет я почти перестала ходить по клубным заведениям, но вовсе не из-за того, что любовь к музыке умерла, а по той причине, что плохо выживаю даже пару часов в клубах табачного дыма и алкогольных паров. А любимые музыканты тут совсем не при чём, конечно.

Перед просьбой друга устоять не смогла, да и хотелось уже живьём послушать тех, с кем была давно знакома по записям. В “Цоколе” я была когда-то, но подзабыла, как там всё устроено внутри. Тесновато, если честно, особенно для такого значимого концерта. Ещё было очень душно. И меня чуть не затоптала стая великовозрастных лосей, которые лихо отплясывали под некоторые песни и всё время норовили подпрыгнуть до потолка, благо потолок в клубе не очень высокий. Алексей Анатольевич как мог отпихивал и отталкивал от меня табун лосей, и кажись, мужественно боролся с соблазном также энергично попрыгать и поскакать. Да и я сама еле могла устоять на месте, такой драйв был в зале, такая чудная энергетика там была – ужасно хотелось “подрыгаться”. Но страх быть потоптанной мужчинами, фанатевшими от любимой музыки, взял верх – ибо это страшно, когда в мою не шибко представительную фигуру прилетают около 90-100 кг представительного мужского веса. Поэтому, я изо всех сил пританцовывала на нашем, прикрываемом Лёшей пятачке, и грозилась в следующий раз прийти на концерт со своими боксёрскими перчаточками, чтобы самой защищаться от буйных поклонников Zorge.

Вышли с концерта мокрыми, прокуренными, частично оглохшими (Лёша на левое ухо, а я на правое) и жутко довольными жизнью и концертом. На следующий день играли в игру “найди свой затылок” – в сообществе ru_tequilajazzz выложили видео с концерта, где узнаваемы только затылки. Лёшин точно (:, а меня не видно – я перед Лёшей стояла.

ШУБЕРТ И МУЗЫКА ВЕНЫ

Понедельник, 31 Январь 2011

Вчера слушали 3-й концерт нашего абонемента «ШУБЕРТ И МУЗЫКА ВЕНЫ».

Исполнял концерт Академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ, под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственной премии России, профессора
Александра Дмитриева.

Солировала лауреат международных конкурсов Ирина Васильева.

В 1ом отделении наслаждались Симфонией № 2 си-бемоль мажор Шуберта, написанной им в 1814 – 1815 годах и знакомились с песнями Веберна (1883 – 1945). Нам исполнили четыре песни для сопрано с оркестром, соч. 13 (1914 – 1918): 1) «Лужайка в парке» (слова К.Крауса),
2) «Одинокая» (слова Г.Бетге, перевод из Ванг-Сенг-Ю), «На чужбине» (слова Г.Бетге, перевод из Ли Тай-Бо), «Зимний вечер» (слова Г.Тракля).

Во 2ом отделении порадовали четыре песни Шуберта для голоса с оркестром:
«Молодая монахиня» (слова Я.Николауса), «Гретхен за прялкой» (слова И.-В. фон Гёте), «Песнь миньоны» (слова И.-В. фон Гёте), «Лесной царь» (слова И.-В. фон Гёте).
И очень впечатлила Симфония № 4 до минор «Трагическая» (1816).

Музыка Шуберта мне очень нравится, она понятная, близкая, гармоничная. Песни Веберна восприняла с трудом – не хватило в них гармоничности и мелодичности. Вычитала в Википедии, что Веберн был последователем “атональной школы”, то есть часто отказывался от логики гармонической тональности – и в общем-то, на примере опуса 13, из перечисленных выше 4х песен это было очень ощутимо. Моим ушам не очень понравилась атональность (:

The Ondekoza на ночь

Четверг, 27 Январь 2011

Наверно, не стоит слушать The Ondekoza на ночь. Ибо меня барабанные ритмы не по-детски бодрят – и я начинаю отстукивать их на всём, что под руку подворачивается. В детстве, кстати, у меня был маленький детский барабан, и я застучала его до дыр, а нового мне почему-то не купили. Зато купили губную гармошку, но это уже другая история… А несколько лет тому назад друзья-музыканты дали постучать по настоящей барабанной установке, что могу сказать? – мне очень понравилось барабанить! Барабанная установка в квартире это нереально, конечно, но от маленького этнического барабанчика я бы не отказалась… Может, зов далёких-далёких предков из племени тумба-юмба? Не знаю. Но слушаю японские барабаны и читаю “Девять ступеней вака” (японские поэты об искусстве поэзии)… И то и другое мне нравится до такой степени, что затрудняюсь уговорить себя поспать (:

Johnny Cash, In My Life

Воскресенье, 9 Январь 2011

 

Уже второй с хвостиком день балдю от этой песни. Друг поделился диском (:

There are places I’ll remember
All my life
Though some have changed
Some forever
Not for better
Some have gone and some remain
All these places have their moments
With lovers and friends
I still can recall
Some are dead and some are living
In my life
I’ve loved them all

But if all these friends and lovers
There is no one
Compares with you
And these memories
Lose their meaning
When I think of love
As something new

Though I know I’ll never lose affection
For people and things that went before
I know I’ll often stop and think about them
In my life
I love you more

(далее…)

Шуберт и музыка Вены

Воскресенье, 26 Декабрь 2010

До моей болезни, 12 декабря, ходили на очередной концерт абонемента “Шуберт и музыка Вены”.

Слушали Увертюру «ЛЕОНОРА» № 3 и Концерт № 5 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена и Симфонию № 8 Шуберта, «Неоконченную». Дирижировал Моше Ацмон, солировал Пётр Лаул, исполнял Академический Симфонический Оркестр Филармонии.

Музыка очень понравилась, хотя и я не умею совершенно облекать впечатления от неё в слова.

Ещё очень нравятся содержательные программки Филармонии:

“Шуберт прожил очень короткую земную жизнь, однако его творчество поражает своим многообразием. Это и более 600 песен для голоса и фортепиано – Шуберт был первым, кто довёл до совершенства жанр, где поэзия и музыка существуют в неразрывном единстве. Это и сборники пьес для фортепиано: экспромты, музыкальные моменты, бесчисленные танцевальные миниатюры. Это, наконец, симфонии и сонаты – их формы позаимствованы у предшественников, но при первом же взгляде на содержание мы увидим, что подход Шуберта к этим жанрам совсем другой. Здесь есть и эпический масштаб, и мучительная борьба, но сами темы будто сошли со страниц песенных сборников или инструментальных миниатюр. И развиваются они совсем по-другому: не дробясь друг о друга и не сотрясая мощной архитектуры симфонического здания, как у Бетховена, а наоборот, повторяясь вновь и вновь, как в баховских фугах, и становясь от этого ещё и ещё прекраснее… Философия красоты у Шуберта везде остается неизменной: гётевское «остановленное мгновение» – прекрасное, продолжающее само себя, растущее по законам более природным, нежели классически-музыкальным. Красота у Шуберта, однако, повсюду сталкивается с ожидаемой или внезапной драмой, поражающей слушателя в самое сердце – с тем, единственно, чтобы «прекрасное мгновение», остановленное искусством гения, оказавшись в нашем земном, страдальческом и тревожном мире, сделалось бы ещё ослепительнее в сравнении с ним. (далее…)