«Ожерелье» Ги де Мопассана в деликатных руках режиссёра Клода Шаброля.

Посмотрела вчера одну из экранизаций произведений французского писателя Ги де Мопассана (Guy de Maupassant), — короткометражный фильм «Ожерелье» (La Parure), снятый в 2006 году французским режиссёром Клодом Шабролем (Claude Chabrol). К французской литературе и французскому кино я неравнодушна с детства. Изучение французского языка (французский изучаю со школьных лет) мой интерес только подогревает. Так что с каждым днём погружаюсь в эту среду всё глубже.

Для начала несколько слов про произведение Мопассана. Новелла «Ожерелье» (La Parure) была впервые опубликована в 1884 году во французской газете Le Gaulois. Сюжет довольно прост и реалистичен. Супруги-буржуа, получив приглашение на роскошный вечер, на котором соберётся всё высшее чиновничество, берут в долг ожерелье — чтобы жена могла как следует блеснуть. На балу госпожа Луазель (жена) имела большой успех и вскружила голову самому господину министру, и не только ему одному. Это был определённо вечер её триумфа. И вечер её самого большого несчастья. Ибо, вернувшись домой, она обнаружила пропажу ожерелья своей подруги.

Десять лет супруги работают на возмещение ущерба (они делают копию взятого в долг бриллиантового ожерелья), во всём себе отказывая, практически ломают всю свою жизнь. Госпожа Луазель теряет свою красоту и молодость и преждевременно становится старухой. Трагедия в том, что через некоторое время после освобождения от долгов, супруги случайно узнают, что драгоценность была поддельная и стоила сравнительно недорого.

Прочтение рассказа не займёт много времени, найти его можно вот тут: http://lib.ru/INPROZ/MOPASSAN/r_ozherelie.txt. Очень рекомендую.

Короткометражка Клода Шаброля очень точна и близка к тексту и является частью телевизионного по экранизации произведений Мопассана. Проект «У Мопассана» (Chez Maupassant) был рождён на канале французского телевидения France 2. По задумке создателей он состоял из трёх сезонов — 2007, 2008 и 2011 годов. В него вошли 9 фильмов продолжительностью по 30 минут и 9 фильмов по 60 минут. Фильм Шаброля — второй эпизод первого сезона. Поподробнее об этом телепроекте я напишу отдельным постом. Сейчас немного о работе Клода Шаброля.

В своей постановке новеллы Клод Шаброль не слишком оригинальничал. Сценарий к фильму ему написали Жерар Журдьи (Gerard Jourd’hui) и Жак Сантамария (Jacques Santamaria), переделки были минимальными и уважительными — ровно такими, чтобы расставить правильные для восприятия кинозрителя акценты и уже первыми сценами очертить жизненные траектории персонажей. Главные роли сыграли Сесиль де Франс (Cecile de France) и Тома Шаброль (Thomas Chabrol). Сесиль де Франс играла Матильду Луазель, Тома Шаброль — её великодушного и несчастного мужа. Игра Тома Шаброля понравилась мне чуть больше — уж больно убедительно он изобразил своего героя — искреннего, реалистичного, с состраданием относящегося к жене и её капризам, очень дорожащего своим честным именем, спокойно и с огромным достоинством принимающего лишения — без единого упрёка жене.

Эта экранизация новеллы Мопассана — одна из последних работ Клода Шаброля. Он снимал «Ожерелье», когда ему было 76, и за плечами была уже целая жизнь и огромная фильмография. Шаброль умер в сентябре 2010года, в возрасте 80 лет. Возможно, богатым жизненным и режиссёрским опытом можно объяснить его бережное отношение к новелле Мопассана, которая нисколько не пострадала от экранизации, а даже выиграла. Фильм смотрится на одном дыхании, и всё в нём очень гармонично. На одном из сайтов о фильме мне встретилась информация, что «Ожерелье» режиссёр снял всего за 7 дней, на одном дыхании. И смотрится фильм тоже на одном дыхании, правда, длится всего 30 минут.

Фотографии для этой записи позаимствованы у сайта http://www.linternaute.com/

2 комментария

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *