Онджей Нефф. «Белая трость калибра 7,62»

К сожалению, впечатлений в последнее время гораздо больше, чем времени на их письменное оформление. Вот уж неделя как в мои руки попал сборник научно-фантастических произведений «В тени Сфинкса», а я всё не соберусь написать о первых впечатлениях.

Самое главное, что в этом сборнике представлены научно-фантастические произведения писателей социалистических стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии), которые вышли на языке оригинала в 70–80-е годы. Скажу честно — зарубежная фантастика у меня больше ассоциировалась с именами американских писателей — Рэем Брэдбери, Айзеком Азимовым, Роджером Желязны, Робертом Хайнлайном. Просто потому что я её читала больше. С поляками Станиславом Лемом и Анджеем Сапковским, я тоже была хорошо знакома, конечно. А насчёт болгарской, румынской, чехословацкой, югославской — я всерьёз задумалась только когда открыла сборник «В тени Сфинкса».

Первым в книге оказалось произведение чешского писателя Онджея Неффа — «Белая трость калибра 7,62». Онджей Нефф родился 26 апреля 1945 года в Праге. Писательство передалось ему по наследству — его отец, Владимир Нефф (1909 – 1983) был известным писателем, автором многих исторических новелл. Онждей Нефф многогранная личность. В 1970 — 1971 он изучал историю Дальнего Востока, в Карловом университете. В 1974 — 1975 работал специалистом по связям с общественностью в одном очень крупном торговом центре. Потом несколько лет работал вольным фотографом (был фрилансером, как бы сказали сейчас). В 1981 года он стал выпускником института фотографии, и с 1979 по 1985 работал в качестве фотографа на одно уважаемое издание. В 1985 году Нефф стал серьёзно заниматься написанием книг, но уже в 1987 снова вернулся в журналистику, работал в редакции журнала Stem (Kmen), а с 1990 по 1994 был главным редактором издания Сzech daily Mlada fronta Dnes. В то же самое время он стал и главным редактором в чешском журнале научной фантастики Ikarie. Онджей Нефф сам основал его ещё до падения коммунистического строя, в 1985 году.

Его первый сборник рассказов в 1985 году был назван лучшей научно-фантастической книгой года и получил национальную премию the Ludvik Prize. С тех пор Онджей Нефф выпустил ещё 6 сборников рассказов, очерков, лекций. Онджей Нефф — автор десятков рассказов и 13 романов. В 1991 — 1995 он написал трилогию «Миллениум». В числе рассказов, написанных в 1985 году был и рассказ «Белая трость калибра 7,62» — история о нападении на землю инопланетян, которые через контакт глазами передавали генетический код, вызывающий мгновенную и необратимую трансформацию человеческого организма, отнюдь не с благими намерениями. Как окажется позже, генетический код они передавали не только через контакт глазами — через контакт с нервной системой вообще, в том числе через слух.

Сам Нефф писал, что жанр фантастики для чешской литературы — совсем молодой жанр. Цитирую: «Пока ещё рано подводить итог творчеству чехословацких писателей-фантастов последних десятилетий. Талантливых авторов немало, вопрос лишь в том, не изменят ли они этой теме. Кроме того, термин «научная фантастика» предполагает отражение в литературе прогресса технической мысли и перспективных идей. Среди же чехословацких писателей, работающих в области фантастики, много гуманитариев, которые в силу своего образования нередко стремятся обойти молчанием технические вопросы. Их в большей степени интересует поведение человека, поставленного в необычные условия.» ( http://lib.rus.ec/b/39072/read) Собственно, это интересует и самого Неффа — поведение человека, поставленного в необычные условия, в условия необходимости придти к компромиссу с самим собой, в условия жёсткого выбора. Герою Неффа Мартину Данешу к необычным условиям не привыкать — ибо он слепой и с детства привык преодолевать себя и обстоятельства, но в этом рассказе от его выбора дважды зависит будущее человечества… Первый раз — когда герой, отрицающий убийство в любом виде, соглашается стать тем единственным, кто отправиться истреблять пришельцев, второй раз — когда уже будучи заражённым через слух, ещё не став монстром-пришельцем, но уже не вполне являясь человеком, принимает трудное решение убить себя, чтобы от него не заразились другие люди. Произведение небольшое, но очень ёмкое по смыслу, и о довольно насущных вещах, разве что в несколько иносказательном, на языке фантастике, виде. Научности ему, может, и недостаёт, технических мыслей в нём не так уж и много, пророчеств тоже особенных не содержится, но короткое пребывание рядом с Мартином Данешом наводит на некоторые размышления о себе и своём возможном поведении и в необычных условиях, и в обычных жизненных — когда приходится идти на компромиссы и делать выборы, которые могут повлиять на жизни многих и многих людей вокруг. И ещё понимаешь — что твой выбор может и будет порой кому-то незаметен и не слишком очевиден, а вот совести твой он будет очевиден всегда.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *