Во вторник, 13 сентября, посмотрела в Фильмофонде очередной шедевр Сергея Михайловича Эйзенштейна, «Стачку». Шедевр без преувеличений. Казалось бы, 1920ые годы, немое, чёрно-белое кино, актёрство ещё не совсем профессия, спецэффектов почти никаких, а сила воздействия такая, о какой большинство современных фильмов могут только мечтать.
Это был дебютный полнометражный фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна. Он снял его в возрасте 26 лет.
Действие фильма происходит до революции. На крупном российском заводе очень тревожно и неспокойно. Один из рабочих завода в этой тревожной и неспокойной обстановке обвинён начальством в краже дорогого инструмента. Рабочий оказывается совестливым настолько, что не выдерживает несправедливых обвинений и совершает самоубийство прямо на заводе. Товарищи находят его повесившимся на ремне. Смерть их собрата становится катализатором событий — недовольство делами на заводе и отношением к рабочим администрации и без того приближалось к своему пику. После умело организованной в рабочем посёлке агитации на заводе объявлена стачка. Трудящиеся составляют обдуманный список требований о сокращении рабочего дня до 8 часов для взрослых, до 6 часов для подростков, об увеличении заработной платы и о вежливом и уважительном отношении к рабочим со стороны администрации завода.
Жители рабочего посёлка вынуждены бездельничать день за днём. У многих рабочих семей запасы еды и денег на пропитание на исходе, а администрация завода не спешит отвечать на требования положительно. Хозяева завода и вовсе решают проигнорировать требования пролетариев и при помощи наёмных шпионов устроить провокацию — пожар и погром в винной лавке. Против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление…
Первый фильм Сергея Эйзенштйна это яркий образец «монтажа аттракционов». В картине нет какого-то одного главного героя, герой картины целый коллектив, рабочие большого завода. Это фильм острой социальной тематики, с героем-революционной массой, где в основе художественности лежит документальность и где использованы ранее неведомые советскому кинематорграфу приёмы монтажа, операторской работы, построения кадров. В своём фильме Эйзенштейн пользовался приёмом противопоставления: рядом с эпизодами прямой и жёстокой борьбы он ставит сцены, наполненные большой лирической теплотой, что ещё больше усиливает ощущение трагизма происходящего.
Это, безусловно, фильм своей эпохи и о своей эпохе, запоминающийся памятник времени. Из тех фильмов, которые русскому человеку обязательно нужно посмотреть, чтобы хорошо и остро ощущать связь со своей историей, со своей страной, чтобы лучше понимать и чувствовать свою историю. Это фильм очень динамичный, очень трогающий за живое, пробуждающий память. И традиционно у Эйзенштейна — это фильм, после которого приходит на память цитата из Ленина о том, что кино важнейшее из искусств. Когда это фильмы такого масштаба, такого мастерства — действительно, кино имеет все права быть одним из важнейших искусств. Так мне видится и ощущается.