Вчера встретилась цитата из Блока, 27 июня 1909 года он писал матери из Милана: «Всё вокруг предельно мрачно. Ни в Европе с её буржуазными нравами, ни в России жить нельзя. Впереди — безнадёжность. Переделать ничего нельзя — не переделает никакая революция. Я надеюсь всё-таки остаться человеком и художником. Если освинеют все, я на всех плюну, от всех спрячусь»… «Люблю я только искусство, детей и смерть. Россия для меня — лирическая величина. На самом деле её нет, не было и не будет».
Вообще я не пессимист ни разу. Всегда есть ради чего жить, даже если жить становится трудно. Как говорится, надежда умирает последней — вместе с её хозяином.
«на самом деле ее нет, не было и не будет» — я понимаю это как чистое белое поле, по которому писать автору своими чернилами и своим почерком, что напишешь — то и будет. пишу: здоровье и любовь.
У поэтов такого масштаба как Блок намного сложнее видение этого мира, намного обострённее все восприятия. Не думаю, что мы когда-нибудь постигнем настоящий смысл этих слов. Будь у Блока так же всё ясно и понятно — здоровье и любовь, Блока бы и не было вовсе… Мне вообще иногда кажется запредельным понимание, настоящее понимание Блока, Цветаевой, Маяковского, Есенина…
Наверно без трудностей жизнь станет унылой:) Меня по жизни слепили именно трудности, и никогда пессимизмом не страдал тоже.
Говорят же, что самый высокий показатель самоубийств — в самых благополучных и спокойных странах.