Дочитала вчера воспоминания Людмилы Штерн о Бродском: «Бродский: Ося, Иосиф, Joseph». Книга крайне приятная — очень хороший слог, прекрасный русский язык и очень хорошая энергетика. Правда, о Бродском в книге рассказывается на вторых-третьих планах, и на мой взгляд логичнее было бы другое название, отражающее суть книги, ибо Людмила Штерн скорее пишет о ленинградцах-шестидесятниках, о своей неординарной семье, об истории эмиграции, об удивительных нью-йорских жителях русского происхождения, об объединявших их событиях и ещё о многом другом. И Бродский — лишь один из героев этого увлекательного повествования.
Книга яркая. В ней много юмора, много неравнодушия к тем людям, о которых Людмила Штерн написала, есть доля горчины — автор честно пишет о случавшихся размолвках и конфликтах с Бродским. Что понравилось — автор, признавая гениальность поэта, его избранность, его уникальность, всё же не ставит его на недосягаемый пьедестал, напротив, очень многими воспоминаниями и байками подчёркивает то, что лауреату Нобелевской премии было не чуждо ничто человеческое. Где-то с иронией, где-то с дружеской теплотой, где-то с лёгким осуждением Людмила Штерн рассказывает о разных поступках Бродского, о его реакциях на события, на поступки друзей. Неизменно с уважением и восхищением автор рассказывает о безграничной готовности Бродского помогать окружающим его людям — близким и не очень. С горечью Людмила Штерн рассказывает, как Бродский не спешил лечить своё больное сердце, как друзья пытались добиться хотя бы того, чтобы он бросил курить. Трогательно цитирует надписи на сборниках различным людям — Барышникову, Найману, Штернам, и припоминает многие шутливые стихотворные поздравления, с которыми Бродский неизменно являлся на торжества к друзьям и приятелям.
Особенно порадовали две толстенькие вставки фотографий. Первая представила героев повествования о ленинградском периоде жизни, вторая — их же, но в нью-йорский период. Во вторую же ж вставку попали автографы Иосифа Бродского. Лично я очень люблю, когда читая о людях, сразу же имеешь возможность взглянуть на их лица.
Книга на самом деле очень приятная. Но, как отметила сама Людмила Штерн, ни в коем случае не биографическая. Зато она в мгновение переносит вас в компанию блистательных, удивительных, талантливейших людей — и с этой компанией совершенно не хочется расставаться. В полной мере ощущаешь уникальность ушедшей эпохи, уникальность героев Штерн, и получаешь отличный стимул продолжить знакомство с ними — ибо почти все герои книги «Бродский: Ося, Иосиф, Joseph» сами являются авторами различных литературных и биографических произведений, или фотографических, или скульптурных, или живописных. И, самое главное, они являются авторами своих ярких судеб — сам Бродский, его большой друг Михаил Барышников, владелец знаменитого на весь мир ресторана «Русский самовар» Роман Каплан, чета талантливейших Либерманов, Евгений Рейн, Сергей Довлатов, жизнелюб и гурман Геннадий Шмаков, сами Штерны… Обо всех героях Людмила Штерн написала с большой любовью.