… по телевидению стали показывать без купюр все шедевры мирового кинематографа. Относительно недавно я открыла для себя этот толстенный, нетронутый пласт культуры — мне было чудовищно странно, что такое количество талантливых, волнующих, всё ещё актуальных и в наше время кинокартин было предано забвению в самом буквальном смысле.
Мы вчера смотрели в Фильмофонде «Бал» итальянского режиссёра Этторе Скола (Ettore Scola). Вот прямо сейчас сразу и не найду слов, чтобы в полной мере выразить свои восторги. Википедия даёт о фильме такую справку:
«Всё действие происходит в одном и том же парижском танцевальном зале на протяжении почти 50 лет. События французской истории с 1930-х до 1980-х годов, смена мод и привычек показаны исключительно языком музыки, танца, пластики и мимики. Ни одной реплики в фильме нет.
В фильме шесть эпизодов из прошлого: 1936, 1940, 1944, 1946, 1956 и 1968 год. Они обрамлены прологом и эпилогом, относящимися к 1983 году. В каждом эпизоде параллельно разыгрывается несколько драматических миниатюр.
В исторических эпизодах нашли отражение победа Народного фронта и борьба с фашистским движением во Франции, оккупация и освобождение Парижа во время Второй мировой войны, колониальные войны 1950-х годов, студенческие волнения 1960-х, смена мод в музыке, одежде, стиле поведения. Часть персонажей — сквозные, от эпизода к эпизоду эволюционируют их характеры и взаимоотношения; другие появляются только в одном эпизоде; третьи — как бы «вечные», нестареющие типажи (например, симпатичная, но очень застенчивая близорукая женщина, с которой никто не танцует). При этом одни и те же актеры играют по нескольку ролей.»
Как говорит наша любимая Людмила Карловна — этот фильм нужно всем посмотреть раз 40 — столько там нюансов, деталей, тонкостей, подробностей, которые на первом просмотре могут быть и не замечены из-за большой эмоциональности восприятия. Фильм очень многослойный — сосредоточившись на каком-то одном слое, невольно упускаешь из полноценного вида другие слои. Есть слой исторический, психологический, отношенческий, очень яркий слой — моды и стиля, музыкальный фон — очень богатый и символичный, тесно связан и с историческим аспектом и с человеческим. Танцы в кадре — тоже отдельный слой, пленяющий своим многообразием и деталями. Национальный слой тоже присутствует. Так что насчёт посмотреть раз 40 — это не преувеличение ни разу. Может и больше потребуется, чтобы считать всё-всё-всё, что хотели сказать авторы фильма.
После просмотра этого фильма окончательно утвердилась во мнении, что режиссёр по роду своей деятельности очень близок в созидательной части к Богу. И по гениальности тоже. Он соединяет в гармоничное целое такое невообразимое количество деталей и идей за относительно короткий срок — а на изучение этого гармоничного целого у зрителя может уйти и целая жизнь. Ибо Слава Богу, в мировом кинематографе-таки были очень урожайные десятилетия — нам-то уж на всю оставшуюся жизнь с лихвой хватит киношедевров. Может, и к лучшему, что в современном кинематографе удачные фильмы случаются раз в год-два. Нам бы имеющееся наследие успеть впитать.