Блистательный «Квартет» блистательного квартета

Признаться, я давно уже не была в Большом Драматическом, хотя несколько лет назад это был одна из самых моих любимых драматических сцен Питера. Больше всего запомнились «Стеклянный зверинец» с Алисой Фрейндлих, «Любовь под вязами» по Юджину О’Нилу, «Коварство и любовь» по Шиллеру, «ART» с Толубеевым и Дегтярём по пьесе Ясмины Реза. А вот на прошедшей неделе я увидела наконец «Квартет», о котором уже столько всего слышала.

Спектакль очень понравился. И дело не в «звёздности» состава, а в удивительном мастерстве, человечности, проживании на сцене истории своих героев по-настоящему. В какой-то момент мне показалось, что они рассказывали историю про себя самих: маленькие трагедии великих актёров, ушедших со сцены и борющихся за себя, за то, чтобы жизнь продолжала оставаться жизнью, даже когда очень важная её часть ушла.

Пьеса: Рональда Харвуда «Квартет»
О чём: В некоем Доме престарелых в сельской местности графства Кенг, где живут бывшие артисты оперной сцены, живут трое стариков: Уилф (О.Басилашвили), Редж (К.Лавров), Сисси (З.Шарко) По пьесе им всем уже за 70. Много лет назад все трое блистали на одной сцене, и оказавшись в Доме престарелых, они особенно сдружились. Трогательна их забота друг о друге, подшучивания, постоянно звучащая в их жизни музыка, воспоминания о том, как они когда-то блистали. Трогательны их маленькие радости — переиздание диска с «Риголетто» в их исполнении, кажутся большой катастрофой их расстройства, например,не выдаваемый Реджу сестрой на завтрак мармелад.

У них есть девиз: «Никакой жалости к себе.», и вопросы, которые они запретили задавать друг другу: как вы себя чувствуете и что собираетесь сегодня делать? Они мужественно противостоят старости.

В один прекрасный день в Дом приезжает ещё одна постоялица — некогда блистательная оперная певица Джин Хорто (А. Фрейндлих). Все вчетвером они много-много лет назад исполняли квартет из «Риголетто» Верди. Приезд Джин становится неожиданным ударом по самолюбию Реджа: лет 40 назад они с Джин поженились, но она сбежала от него в первую же брачную ночь. Джин же признаёт, что совершила большую ошибку по молодости и глупости, но времени теперь не вернуть. Джин и Реджа примиряет старость, одиночество, и то, место, где они оба оказались.

В Доме престарелых готовится концерт, в котором предложено принять участие этой замечательной четвёрке. Джин неожиданно выступает против этой затеи, она потеряла голос при рождении ребёнка, и именно в этом крылся секрет того, что она оставила сцену раньше всех своих друзей — в молодости. К тому же, отчаянно противясь участию в концерте, она вдруг задаёт Реджу, Сисси и Уилфу вопрос — а когда они вообще в последний раз пели, и имеют ли представление о том, какие звуки издают теперь их некогда прекрасно звучащие голоса.

Однако они всё же не сдались. Они выступили. Как положено, в костюмах, в гриме, и с ужасным волнением перед выходом на сцену. Их прекрасные голоса зазвучали в записи. В той самой, сделанной несколько десятков лет назад, когда Блистательный Квартет был молодым, а выступлению предшествовал монолог Реджа:

«Мы хотим перенести вас в прошлое, когда наши голоса были сильными и, я осмелюсь сказать, красивыми. Мы пришли к решению, после долгих споров и обсуждений, что мы не изменились. В душе, по крайней мере. А душа наша проявлялась сильнее всего, когда мы пели. Когда мы занимались тем, что делали лучше. Итак, сегодня вечером, 10 октября, в день рождения Джузеппе Верди, мы хотим напомнить вам, на что мы когда-то были способны, и что мы записали много лет назад. Я надеюсь, что это вас взволнует, не мы, но великая музыка, ибо искусство бессмысленно, если оно… искусство бессмысленно… бессмысленно… …да, если оно не может взволновать»

Блистательный квартет: Сисси в исполнение Зинаиды Шарко — смешная, очень ярко и забавно одетая, ужимками и гримасами очень похожа на маленькую девочку. Как ребёнок играет с заколками для волос, и постоянно поздравляет своих друзей с возвращением из Карачи, всё время забывает, что хотела им сообщить. Но при этом она очень великодушна и внимательна к своим друзьям, с пониманием и очень чутко реагирует на все их «задвиги».

Уилф в исполнении Олега Басилашвили поначалу напоминает озабоченного подростка. Он сознаётся, что думает о сексе и день и ночь, и видя женщин сразу начинает их мысленно раздевать. Шумный, энергичный, неуёмный, он не дает своим друзьям скучать, он постоянно держит их в тонусе своими подшучиваниями, но стоит кому-нибудь из них оказаться не в духе — он совершенно теряется от того, что не может оградить их от расстройств и душевных переживаний.

Редж-Лавров спасается искусством, из него беспрестанно текут цитаты, рассуждения о роли искусства, однако, иногда прерываемые грязной руганью в адрес сестры, не дающей ему мармелад, после чего, он как ни в чём не бывало, продолжает рассуждать о смысле и значении искусства… После бегства Джин он так и не женился. И из всех четверых он самый уязвимый, дожив до своих лет, он остался легко ранимым романтиком, друзья стараются оберегать его, как могут от всякого рода потрясений.

Джин-Фрейндлих вызывает сострадание одним своим видом: из-за больного позвоночника она с трудом может поворачивать голову, и старается этого и не делать. Состоялась ли её жизнь? Увы. Карьера закончилась рано, из нескольких замужеств ни одно не оказалось счастливым, двое детей не смогли обеспечить ей старость — и она оказалась в Доме престарелых. Кажется, ей труднее всех смириться с наступлением старости, и для себя самой, и для других она хочет навсегда остаться неподражаемой Джин Хортон.

Декорации: удивительная застеклённая веранда и стеклянная крыша, поверх которой лежат пожелтевшие кленовые листья. Всё в светлых тонах. Много света от горящих фонарей. Пианино, пюпитры, портреты актёров по сценам, изящная мебель — всё смотрится удивительно гармонично.

Спектакль сыгран виртуозно. Четыре удивительно талантливых актёра так по-настоящему живут на сцене, что забывается то, что я сижу в зрительном зале, я начинаю проживать эту маленькую историю вместе с ними и впадаю в состояние светлой грусти. Грусти добавила мама, прошептав мне на ухо : «Боже мой, я же впервые увидела их всех лет сорок назад»…

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *