История японского кино от Нагисы Осимы

Посмотрела фильм «История японского кино от Нагисы Осимы» (100 Years of Japanese Cinema), снятый в 1994 году Великобританией и Японией. Фильм не очень длинный, около 50 минут, но в общих чертах хорошо обозначает историю развития японского кинематографа.

В фильме нет интервью, нет каких-то догматических рассуждений, или оценок — а вместо них — стройная нарезка эпизодов важнейших и влиятельнейших картин японского кино. Фильм идёт под музыку Тору Такемитсу и под закадровый текст режиссёра — Нагисы Осимы. Нагиса Осима рассказывает о главных вехах формирования японского кинематографа. Только однажды он даёт волю чувствам — рассказывая о фильме, посмотрев который он окончательно решил стать режиссёром.

Сам Осима сделал свой внушительный вклад в японский кинематограф, сняв 25 полнометражных художественных фильмов, несколько короткометражек и почти три десятка документальных фильмов. На съёмках англоязычного фильма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (англ. Merry Christmas, Mr. Lawrence) в 1983 году режиссёр работал с Дэвидом Боуи, Томом Конти, Рюити Сакамото и Такэси Китано. Это была экранизация автобиографических романов «Семя и сеятель» (англ. The Seed And The Sower, 1963 г.) и «Ночь новолуния» (англ. The Night of the New Moon, 1970 г.) Лоренса ван дер Поста. Японское название фильма — «Счастливое Рождество на фронте». Дэвид Боуи в этом фильме играет попавшего в 1942 году в лагерь для военнопленных (на захваченном японцами острове Ява) британца Джека Селлерса. А Том Конти, шотландский актёр и режиссёр, играет другого заключённого — подполковника Джона Лоуренса. В 1983 году этот кинофильм был номинирован на «Золоутю пальмовую ветвь». В 1983 же он получил премию BAFTA за лучшую музыку к фильму, написанную Рюити Сакамото. (BAFTA вручается Британской академией кино и телевизионных искусств с 1969 года). В 1984 фильм получил 5 номинаций на родине на Призы японской академии, но приз этой картине достался в итоге только один.

Цитирую начало закадрового текста фильма «История японского кино от Нагисы Осимы»:

«В 1992 году, незадолго до Сотой Годовщины появления кинематографа, в архивах была найдена часть копии «Путевого дневника Чиджу», фильма, который долго считался
полностью утраченным. Режиссёр фильма, Дайсуке Ито, уже умер в возрасте восьмидесяти двух лет, уверенный, что его шедевр утерян безвозвратно.

Кино быстро добралось до Японии, прибыв сюда через год после изобретения. Японцы скоро начали снимать собственное кино, используя для ранних сюжетов представления театра кабуки. Первым японским кинорежиссёром называют Созо Макино, и именно он первым использовал натурные съёмки при производстве фильма кабуки.

И наконец, последовал толчок, выведший фильмы из мира театра. Дайсуке Ито был учеником Каору Осанаи. Первого сентября 1923 года мощное землетрясение
произошло в Токио и регионе Канто. Появившиеся после катастрофы слезливые мелодрамы имели большой успех в мрачной атмосфере, укрывшей город. Дайсуке Ито был автором сценария одной из этих мелодрам, «Песенка Лодочника».

«Путевой Дневник Чиджу» был результатом сплава мечтаний и бед молодого Ито, который много лет проработал наёмным сценаристом, не имея возможности самостоятельно выбирать темы. Таким образом, Японское кино наконец породило первого «самостоятельного» кинематографиста.

Примерно в то же время Тейносуке Кинугасса, режиссёр того же возраста, что и Ито, который начинал как актёр, исполняя женские роли, снял два фильма под сильным Европейским влиянием. Затем последовала эра так называемых «фильмов с уклоном». На фоне ухудшения состояния экономики, рабочих беспорядков, всё более жестоких выступлений протеста фермеров и сурового подхода к подавлению подобных движений со стороны правительства, фильмы этого жанра пытались иллюстрировать противоречия и тяготы жизни в капиталистическом обществе. Однако цензура и усложнение общего положения дел перед войной с Китаем привели к ускоренным изменениям в целях, которые они преследовали.

В результате, Японские кинематографисты наконец смогли уйти от ограничений, навязанных жёсткой структурой театра или требованиями идеологии и начали объективно
изображать саму основу японского общества — жизнь личности в доме. Это было началом первого золотого века японского кино.»

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *