В прошлый вторник на кинолектории смотрели "Дон Кихота" Григория Козинцева. Бесподобно. Трогательно. Лирично. С лёгкой дымкой волшебства. Со светлой грустью. С чуткой иронией. С Восточным Крымом, так похожим на знойную и пыльную Ламанчу.
Берущий за душу Дон Кихот Николая Черкасова. Раз и навсегда очаровывающий обаятельнейший Санчо Панса Юрия Толубеева. Юная жена Александра Вертинского — Лидия Вертинская в роли надменной герцогини. И Бруно Фрейндлих в роли её герцога. А уж харизма героини Галины Волчек с лёгкостью достаёт из далёкого 1957 в безумном и суетном 2010-м. Как впрочем, и неиссякаемый оптимизм героя Георгия Вицина Карраско.
Сценарий Евгения Шварца, на мой взгляд, вышел очень чутким и корректным по отношению к произведению Сервантеса.
И снова удивляюсь тому, что при меньших возможностях полвека тому назад снимали, не побоюсь этого слова, шедевры. Казалось бы, и люди, и киноискусство должны были бы за полвека эволюционировать. А вот нет же. Технологии и возможности эволюционировали, но мы до них едва ли доросли.
А сегодня иду смотреть "Гамлета". Того самого, где Гамлет — Смоктуновский, Офелия — Анастасия Вертинская. А вам дарю пару воспоминаний о съёмках "Дон Кихота", улыбки гарантированы.
Васька подобрел из-за куска мяса
Особняком на съёмках стал эпизод со львом. Живой хищник, которого Черкасов ласково называл то Василием Цезаревичем, то просто Васькой, долго не хотел слушаться никаких киношных команд. Помог знаменитый дрессировщик Борис Эдер. Вот что об этом вспоминает сам актёр в своей книге «Четвёртый Дон Кихот. История одной роли».
— Ну что, мой благородный друг, одиноко ли тебе в Испании? — спрашивал странствующий рыцарь льва.
В этот момент дрессировщик опускал палочку с нанизанным на неё мясом вниз, и лев послушно опускался на лапы. Затем следовала опять моя реплика: «Мне тоже», после чего лев получал заслуженно заработанный кусок мяса.
Помимо льва у съёмочной группы возникли проблемы и с ослом. В одном из эпизодов это миролюбивое животное вдруг заупрямилось. Никакие уговоры не помогали. Но потом, видимо, в мозгу у ослика что-то щёлкнуло, и он нехотя стал выполнять команды режиссёра. Эпизод сняли, но режиссёр картины Григорий Козинцев остался очень недоволен работой, заметив при этом, что мизансцены выполняются неточно. На что получил исчерпывающий ответ Юрия Толубеева, исполнявшего в фильме роль Санчо Пансы:
— Это вы ему скажите.
И раздражённо кивнул в сторону животного.
Ну и несколько кадров из архивов КП. Обратите внимание на даму на последней фотографии 🙂