«Джаз» — так называется 12-серийный документальный фильм об истории джаза, снятый Кеном Бернсом (Ken Burns) в 2001 году. После просмотра первой и второй серий я решительно настроена посмотреть остальные десять.
Фильм 1. «Приворотное зелье» (Зарождение джаза — 1917)
Фильм 2. «Дар» (1917-1924)
Начинаются «бурные двадцатые» — сухой закон и подпольные забегаловки, вольные нравы и быстрые ритмы — десятилетие, вошедшее в историю как «век джаза». У джаза отныне две Мекки, два полюса, две великих столицы: Чикаго и Нью-Йорк. Здесь живут и творят два гиганта: Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Пластинки с записями джаза Пола Уайтмана расходятся миллионными тиражами. В танцзалах, где играет оркестр чернокожего Флетчера Хендерсона, яблоку негде упасть. Однако попасть туда могут только белые посетители… В 1924 году Хендерсон приглашает в Нью-Йорк Луи Армстронга и весь мир узнает, что такое свинг…
Фильм 3. «Наш язык» (1924-1929)
В Америке — бурный рост фондового рынка. Джаз звучит повсюду. На авансцену выходят исполнители-виртуозы: Бикс Байдербек, юный Бенни Гудмен. На песнях «королевы блюза» Бесси Смит возникает новая, негритянская индустрия звукозаписи. И без того огромная популярность клуба «Коттон» в Гарлеме становится просто невероятной, когда в нем начинает выступать Дюк Эллингтон. Сам Эллингтон, чью музыку радио принесло в каждый дом, — отныне национальный кумир. В это же время Луи Армстронг, его неподражаемые соло, импровизации, пение скат и непревзойденный шедевр — «Вест Энд Блюз» — открывают новую страницу в истории джаза.
Фильм 4. «Великий утешитель» (1929-1934)
Во времена Великой депрессии джаз — единственная отдушина для подавленной и растерянной Америки.
Фильм 5. «Свинг: чистое наслаждение» (1935-1937)
Отныне у джаза новое имя — свинг. Под музыку своих кумиров — Томми Дорси, Джимми Лансфорда, Бенни Гудмена и Гленна Миллера — молодежь отплясывает джиттербаг, этот рок-н-ролл 30-х. Билли Холидей, самая талантливая и трагичная певица века делает первые шаги в джазе.
Фильм 6. «Свинг: безудержный праздник» (1937-1941)
Великая депрессия продолжается, а джаз переживает свой расцвет. Все сходят с ума от саксофона, и Америка рукоплещет саксофонистам Лестеру Янгу и Колмену Хокинсу. На джазовой сцене появляется все больше женщин, но зачастую они сталкиваются с непониманием и дискриминацией со стороны критики и коллег. Но именно в это время Элла Фитцджеральд становится во главе оркестра, заменив умершего Чика Уэбба, и начинает головокружительную сольную карьеру. Джаз признан национальным достоянием: впервые в истории он звучит в святая святых Америки — Карнеги-холле.
Фильм 7. «Свингуем в ногу со временем» (1940-1942)
Фильм 8. «Посвящение хаосу» (1943-1945)
Европа охвачена войной. Запрещенный фашистами, джаз становится музыкой Сопротивления. Парадокс заключается в том, что те самые ценности, за которые джаз воюет в Европе, повсеместно попираются у него на родине, в Америке. Дюк Эллингтон пишет симфоническую сюиту о жизни чернокожей Америки «Черные, коричневые, бежевые». Благодаря Луи Джордану становится популярной музыка, которую вскоре назовут «ритм-энд-блюз», а Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи открывают новое направление — би-боп. Когда о них узнает широкая публика, джаз станет другим.
Фильм 9. «Риск» (1945-1949)
Наступает эпоха «холодной войны». Она отражается в джазе рваными, ломаными ритмами и диссонирующими мелодиями «би-бопа» и — бешеным, самоубийственным темпом жизни самой яркой его звезды, Чарли Паркера. Импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы фанатов и последователей… Но у молодежи появляются новые кумиры — поп-музыка и Фрэнк Синатра.
Фильм 10. «Неотразимое очарование» (1949-1960)
Целое поколение музыкантов словно решило доказать себе и публике, что даже гениального Чарли Паркера можно и нужно превзойти. Яркая и эксцентричная индивидуальность Телониуса Монка реализуется в совершенно особой музыке, не похожей ни на одну другую. Благодаря Джону Льюису и его утонченному, элегантному «Модерн джаз квартету» би-боп выходит на качественно иной уровень. В Калифорнии появился густой и сочный «кул джаз», а Дейв Брубек создает из смеси джаза и классической музыки первый джазовый альбом-блокбастер Time Out. В 34 года Чарли Паркер умирает от смертельной дозы героина. Его соратник Майлз Дэвис выходит за рамки созданного им самим саунда и ведет джаз к новым горизонтам.
Фильм 11. «Приключение» (1956-1960)
Послевоенное процветание продолжается, но налицо и огромные перемены: телевидение, бегство из городов в пригороды, конфликт «отцов и детей». Появление молодых талантливых музыкантов дает импульс новым направлениям в музыке. В 1956 г. во всех хит-парадах царит Элвис Пресли, но в это же время записи Дюка Эллингтона расходятся рекордными тиражами. На авансцену выходят джазовая дива Сара Воун, гений саксофона Сонни Роллинс и ярчайшая звезда эпохи — Майлз Дэвис. Его талант приносит джазу миллионы новых поклонников и образ «крутого парня» — новый тип звезды. С началом «тревожных шестидесятых» приходит вольный, как птица, авангардный джаз Джона Колтрейна и Орнета Колмена. Это — освоение и завоевание новых территорий, и это… уже совсем другая музыка. Впервые за всю историю существования джаза музыканты задаются вопросом: то, что мы играем, это еще джаз — или?..
Фильм 12. «Шедевр к полуночи» (1960 — наши дни)
Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. Умами молодежи владеет рок-музыка. Многие джазмены — например, блестящий саксофонист Декстер Гордон — уезжают в Европу. Другие — Чарльз Мингус, Арчи Шепп и Джон Колтрейн — ищут место себе и своей музыке в изменившейся реальности. Майлз Дэвис продолжает свои эксперименты со звуком, и из соединения джаза и рока рождается «фьюжн» — новый, ставший фантастически популярным, саунд. В 1976 году вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера Гордона возвращается и джаз. На сцену выходит новое поколение джазменов, символом которого стал трубач Уинтон Марсалис: классическое музыкальное образование, умение импровизировать «по науке» и играть что угодно и как угодно. Свой столетний юбилей джаз встречает на новых высотах популярности.