Джаз / Jazz Кена Бернса

“Джаз” – так называется 12-серийный документальный фильм об истории джаза, снятый Кеном Бернсом (Ken Burns) в 2001 году. После просмотра первой и второй серий я решительно настроена посмотреть остальные десять.

Фильм 1. “Приворотное зелье” (Зарождение джаза – 1917)

Фильм 2. “Дар” (1917-1924)
Начинаются “бурные двадцатые” – сухой закон и подпольные забегаловки, вольные нравы и быстрые ритмы – десятилетие, вошедшее в историю как “век джаза”. У джаза отныне две Мекки, два полюса, две великих столицы: Чикаго и Нью-Йорк. Здесь живут и творят два гиганта: Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Пластинки с записями джаза Пола Уайтмана расходятся миллионными тиражами. В танцзалах, где играет оркестр чернокожего Флетчера Хендерсона, яблоку негде упасть. Однако попасть туда могут только белые посетители… В 1924 году Хендерсон приглашает в Нью-Йорк Луи Армстронга и весь мир узнает, что такое свинг…

Фильм 3. “Наш язык” (1924-1929)
В Америке – бурный рост фондового рынка. Джаз звучит повсюду. На авансцену выходят исполнители-виртуозы: Бикс Байдербек, юный Бенни Гудмен. На песнях “королевы блюза” Бесси Смит возникает новая, негритянская индустрия звукозаписи. И без того огромная популярность клуба “Коттон” в Гарлеме становится просто невероятной, когда в нем начинает выступать Дюк Эллингтон. Сам Эллингтон, чью музыку радио принесло в каждый дом, – отныне национальный кумир. В это же время Луи Армстронг, его неподражаемые соло, импровизации, пение скат и непревзойденный шедевр – “Вест Энд Блюз” – открывают новую страницу в истории джаза.

Фильм 4. “Великий утешитель” (1929-1934)
Во времена Великой депрессии джаз – единственная отдушина для подавленной и растерянной Америки.

Фильм 5. “Свинг: чистое наслаждение” (1935-1937)
Отныне у джаза новое имя – свинг. Под музыку своих кумиров – Томми Дорси, Джимми Лансфорда, Бенни Гудмена и Гленна Миллера – молодежь отплясывает джиттербаг, этот рок-н-ролл 30-х. Билли Холидей, самая талантливая и трагичная певица века делает первые шаги в джазе.

Фильм 6. “Свинг: безудержный праздник” (1937-1941)
Великая депрессия продолжается, а джаз переживает свой расцвет. Все сходят с ума от саксофона, и Америка рукоплещет саксофонистам Лестеру Янгу и Колмену Хокинсу. На джазовой сцене появляется все больше женщин, но зачастую они сталкиваются с непониманием и дискриминацией со стороны критики и коллег. Но именно в это время Элла Фитцджеральд становится во главе оркестра, заменив умершего Чика Уэбба, и начинает головокружительную сольную карьеру. Джаз признан национальным достоянием: впервые в истории он звучит в святая святых Америки – Карнеги-холле.

Фильм 7. “Свингуем в ногу со временем” (1940-1942)

Фильм 8. “Посвящение хаосу” (1943-1945)
Европа охвачена войной. Запрещенный фашистами, джаз становится музыкой Сопротивления. Парадокс заключается в том, что те самые ценности, за которые джаз воюет в Европе, повсеместно попираются у него на родине, в Америке. Дюк Эллингтон пишет симфоническую сюиту о жизни чернокожей Америки “Черные, коричневые, бежевые”. Благодаря Луи Джордану становится популярной музыка, которую вскоре назовут “ритм-энд-блюз”, а Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи открывают новое направление – би-боп. Когда о них узнает широкая публика, джаз станет другим.

Фильм 9. “Риск” (1945-1949)
Наступает эпоха “холодной войны”. Она отражается в джазе рваными, ломаными ритмами и диссонирующими мелодиями “би-бопа” и – бешеным, самоубийственным темпом жизни самой яркой его звезды, Чарли Паркера. Импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы фанатов и последователей… Но у молодежи появляются новые кумиры – поп-музыка и Фрэнк Синатра.

Фильм 10. “Неотразимое очарование” (1949-1960)
Целое поколение музыкантов словно решило доказать себе и публике, что даже гениального Чарли Паркера можно и нужно превзойти. Яркая и эксцентричная индивидуальность Телониуса Монка реализуется в совершенно особой музыке, не похожей ни на одну другую. Благодаря Джону Льюису и его утонченному, элегантному “Модерн джаз квартету” би-боп выходит на качественно иной уровень. В Калифорнии появился густой и сочный “кул джаз”, а Дейв Брубек создает из смеси джаза и классической музыки первый джазовый альбом-блокбастер Time Out. В 34 года Чарли Паркер умирает от смертельной дозы героина. Его соратник Майлз Дэвис выходит за рамки созданного им самим саунда и ведет джаз к новым горизонтам.

Фильм 11. “Приключение” (1956-1960)
Послевоенное процветание продолжается, но налицо и огромные перемены: телевидение, бегство из городов в пригороды, конфликт “отцов и детей”. Появление молодых талантливых музыкантов дает импульс новым направлениям в музыке. В 1956 г. во всех хит-парадах царит Элвис Пресли, но в это же время записи Дюка Эллингтона расходятся рекордными тиражами. На авансцену выходят джазовая дива Сара Воун, гений саксофона Сонни Роллинс и ярчайшая звезда эпохи – Майлз Дэвис. Его талант приносит джазу миллионы новых поклонников и образ “крутого парня” – новый тип звезды. С началом “тревожных шестидесятых” приходит вольный, как птица, авангардный джаз Джона Колтрейна и Орнета Колмена. Это – освоение и завоевание новых территорий, и это… уже совсем другая музыка. Впервые за всю историю существования джаза музыканты задаются вопросом: то, что мы играем, это еще джаз – или?..

Фильм 12. “Шедевр к полуночи” (1960 – наши дни)
Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. Умами молодежи владеет рок-музыка. Многие джазмены – например, блестящий саксофонист Декстер Гордон – уезжают в Европу. Другие – Чарльз Мингус, Арчи Шепп и Джон Колтрейн – ищут место себе и своей музыке в изменившейся реальности. Майлз Дэвис продолжает свои эксперименты со звуком, и из соединения джаза и рока рождается “фьюжн” – новый, ставший фантастически популярным, саунд. В 1976 году вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера Гордона возвращается и джаз. На сцену выходит новое поколение джазменов, символом которого стал трубач Уинтон Марсалис: классическое музыкальное образование, умение импровизировать “по науке” и играть что угодно и как угодно. Свой столетний юбилей джаз встречает на новых высотах популярности.

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий