На прошлой неделе мы с мужем наконец добрались до отложенного до лучшего времени диска из коллекции «Отечественное кино XX века» с фильмом Сергея Соловьёва «Мелодии белой ночи». Диск этот какое-то время тому назад я всего за 99 рублей приобрела в интернет-магазине ozon.ru, и с ним ещё несколько жемчужин советского кинематографа — что-то в подарок друзьям, что-то себе в домашнюю коллекцию. Искренне надеюсь, что хоть какая-то часть стоимости диска достанется режиссёру.
Фильм привлёк моё внимание по нескольким причинам. Тем, что это постановка Сергея Соловьёва. Я с большим уважением, почтением и любовью отношусь к Сергею Александровичу, как к Творцу и как к Личности. Моё знакомство с Соловьёвым-режиссёром началось с фильма «Сто дней после детства». Ещё тем, что это ещё один советско-японский фильм, а о творческом союзе Японии и СССР я узнала, посмотрев ставший навегда любимым «Дерсу Узала», и в этот творческий союз как-то сразу поверила. В создании «Мелодии белой ночи» принимали участие японский сценарист Тасиюки Касикура, японский режиссёр Киёси Нисимура, японская актриса Комаки Курихара и ещё несколько японцев. К слову сказать, Комаки Курихара снималась ещё в нескольких советских фильмах — в фильме «Москва, любовь моя», снятом в 1974 (и который я тоже планирую посмотреть в ближайшее время), в знакомом с самой юности «Экипаже» и ещё в фильме «Шаг» (1988).
Что интересно — Юрий Соломин, сыгравший Арсеньева в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» в 1975 году, в 1976 снялся в «Мелодии белой ночи». А волшебную музыку для обеих картин писал Исаак Шварц.
«В удивительное время ленинградских ночей произошла встреча японской пианистки и русского композитора. Но миг счастья оказался таким же коротким, как и северное лето. Лишь через год судьба снова подарила им свидание, на этот раз в японском городе Киото…» — такова аннотация с диска. Немного добавлю. Японская пианистка, влюблённая в музыку русских композиторов, приехала в Россию — чтобы посмотреть на страну, где эта музыка рождалась. А приехав, захотела познакомиться и с творчеством современных композиторов… И из этого сюжета получилась красивая, трогательная, пронзительная история любви в обрамлении невыразимо прекрасной музыки Исаака Шварца. Ленинград образца середины 70-х — с абсолютно пустыми улицами, без навязчиво-неуместной в его облике рекламы,(по которому вдруг так затосковалось, ибо я в детстве своём ещё успела застать тот город — спокойный, величественный, чистый, тихий, без портящей его облик и атмосферу суеты и атрибутов потребительского изобилия), редкие» жигули» в кадре, герои, живущие в какой-то очень верной, правильной, звучащей гармонией системе ценностей. Немного Японии тоже образца 70-х — которая, наверно, для советского зрителя была тогда сплошной загадкой. Немногословность, многослойность, недосказанность, повисшая в воздухе недозвучавшая мелодия, лёгкий с горечью аромат полыни, такой любимый, такой родной. Предвкушение возврата к фильму через какое-то время — ибо редкий случай, что хочется пересмотреть, чтобы разобрать следующий слой.
Ну и самое главное — что-то навсегда изменилось внутри. А это, значит, что рука потянулась к фильму очень своевременно и фильм был посмотрен в очень правильное время. (: