Иногда в телевизоре субботней ночью можно обнаружить хорошее кино. Прыгаешь по каналам, пытаешься смотреть «Алые Паруса», которые воспринимаются со скрипом, и вдруг кнопка пульта выносит тебя на знакомое мальчиковое лицо. Ты вглядываешься в него, пытаясь понять — где ж ты его видела прежде, почему-то возникает ассоциация с «Ночью на Земле», и вдруг ты узнаёшь это лицо. Оно не мальчиковое. Это просто мальчишеский облик Вайноны Райдер.
Начало фильма пропущено, но сюжет сразу увлекает за собой. Первая мысль — Бог ты мой, да это же «Пролетая над гнездом кукушки» на женский лад, там пациентами были мужчины, тут — женщины. Как-то быстро получилось вникнуть в сюжет — он слишком уж очевиден. Как-то быстро получилось понять, что речь всё о том же — все мы немножечко психи, и грань между нормальностью и ненормальностью частенько очень тонка.
Если кратко — девушку 18 лет (Вайнону Райдер) родители помещают подлечиться в психиатрическую больницу, после того как она запила банку таблеток аспирина литром водки. Ну и там — она открывает для себя — что есть некие другие миры, другие люди, другие драмы, о которых она и не подозревала, будучи увлечённой своими драмами. В клинике у героини Вайноны Райдер появляются новые друзья. В том числе Лиса (как раз таки Анджелина Джоли), которую лечат уже восемь лет и которая является этаким общепризнанным лидером других пациенток, равно как и их злым гением. Дальше рассказывать не буду — вдруг кому-то захочется посмотреть.
Меня фильм затянул. Меня вообще затягивает всё то, что связано с устройством человеческой психики. Это такой бесконечный лабиринт, по которому можно блуждать всю жизнь, и всё равно он останется неизученным. Меня затягивают маленькие драмы людей, живущих на экране, — иногда в них отчётливо видишь кусочки своих драм или хорошо знакомых тебе чужих драм. Что-то вдруг осознаётся и о себе и о других. Что-то понимается и ощущается. Конечно, через одновременность сопереживания и наблюдения со стороны.
В этом фильме мне неожиданно понравилась Анджелина Джоли. Всё было как-то просто и убедительно — и без всяких голливудских эффектов — только актёрская игра и точное, пронзительное проживание судьбы своей героини. Поэтому, я не удивилась, узнав сегодня, что за этот фильм Анджелина Джоли была номинирована на восемь кинопремий и получила четыре из них — Оскар, Премию Гильдии киноактёров США, «Золотой глобус» и Премию Ассоциации кинокритиков — как лучшая актриса второго плана. Хотя мне показалось, что Джоли легко и непринуждённо вышла на первый план. При всём уважении к Вайноне Райдер — её игру я сегодня помню не так ярко и отчётливо, как работу Джоли. В Лису Анджелины Джолины я поверила безоговорочно. В Сюзанну Вайноны Райдер я поверила не до конца — мне показалось, актриса не до конца стала своей героиней.
Бонусом для любителей кино — Вупи Голдберг в роли медсестры в клинике и Ванесса Редгрейв — в роли доктора Сони Вик. Они определённо придали этому кинематографическому букету оригинальные и изысканные ноты. И чудное послевкусие.
Мне фильм понравился. Для меня он оказался по восприятию намного легче, чем в своё время — «Пролетая над гнездом кукушки». Остродраматичные и жёсткие моменты есть, но они как-то сглаживаются не то мягкостью образа героини Вайноны Райдер, не то обнадёживающим посылом фильма о том, что психи — это просто те люди, которые никак не смогли пока разобраться в себе, не то вполне себе оптимистичной, пусть и не во всём однозначной концовкой. Смотреть его лучше в таком спокойном настроении, когда есть желание поразмышлять, пофилософствовать, поприслушиваться к внутренним своим процессам и близким, родственным им вибрациям.
——————-
Справка: «Прерванная жизнь» (англ. Girl, Interrupted) — фильм режиссёра Джеймса Мэнголда, снятый в 1999 году по книге Сюзанны Кейсен, которая провела два года в психиатрической больнице. Кстати, автор книги упрекала режиссёра в том, что он добавил в фильм несколько событий, которые сделали его излишне драматичным.
В ролях: Вайнона Райдер — Сюзанна Кейсен, Анджелина Джоли — Лиса Роу, Клеа Дюваль — Джорджина Тускин, Бриттани Мёрфи — Дейзи Рендон, Элизабет Мосс — Полли «Горелка», Вупи Голдберг — Валери Оуэнс, Ванесса Редгрейв — доктор Соня Вик.
Мне понравилось как в фильме ненавязчиво дали определение амбивалентности. По утверждению Бродского это характерная черта русского характера. Поэтому мы наверно и любим такие фильмы. 🙂 Потому, что отношение к вопросам психики всегда двоякое.
Ну, не у всех 🙂 Но я бываю амбивалентна, ага. Временами 🙂