Дочь растёт не по дням, а по часам. Теперь мне, как никогда ранее, понятен смысл этих слов. В свои год и восемь месяцев она шокирует нас чётким знанием того. что она хочет, а что категорически не приемлет. Её манера общения вызывает у меня не материнское даже, а человеческое восхищение. Она всем говорит «здравствуйте», за каждую любезность, оказанную ей родными и посторонними людьми — «спасибо», когда ей что-то нужно и хочется, и она понимает, что её «хотелка» в силах и доброй воле другого человека, она формулирует просьбу, склоняет голову и настолько чётко, насколько позволяет ей её ещё не сформировавшийся речевой аппарат, добавляет в конце фразы ясное: «пожалуйста».
Она в меру самостоятельна и в некоторых видах своей деятельности категорически не приемлет помощи, громко и ясно сообщая: «Мама/папа, помогать не надо», если мы продолжаем настаивать на помощи, она твёрдо и громко повторяет «не надо», а если при этом ещё и руки распускаем, пытаясь поддержать или направить, то приходится говорить нам сурово «не трогай». Она пробует на вкус все виды дозволенной ей самостоятельности и очень радуется, что ей доверяют пробовать и делать многое самой. При этом одно из её любимых слов — «вместе», «мама, давай рисовать вместе», «папа, кататься с горки вместе», «пойдём вместе», и меня очень радует это её ощущение необходимости этого «вместе» — она разделяет те моменты, когда учится сама что-то делать, и когда что-то хочется делать вместе.
Осваиваемые ею слова я уже не успеваю записывать, хотя хочется из любопытства припомнить все — говорят, к 2м годам активный словарный запас ребёнка может достигать 300 слов. Уля говорит уже предложениями, очень правильно грамматически построенными и место и время их применения меня иногда трогает. Утром проснувшись и едва открыв глаза, она мгновенно понимает, где она и с кем, и часто сразу говорит мне «Мама, давай читать книжку», или вдруг вспоминает, что за окном улица, а на улице много её любимых машин и просит: «Пойдём смотреть машинки», причём она помнит, что вчера вечером вот той машины с прицепом на месте не было, а утром вот она стоит — и радостно сообщает нам: «Машинка с прицепом вернулась!» Дочь чётко знает, что собаку надо выгуливать и неизменно по вечерам напоминает, что надо взять поводок и ошейник. Предметы своего гардероба она знает прекрасно, и когда мы собираемся на прогулку моментально притаскивает их все (до которых может дотянуться) и следит за тем, чтобы ничего не позабыли, называя — «красная кофта», «сапожки», «дай, шапку», «а где шарфик???» Заботливо приносит мне мою обувь, а мужу — его, со словами: «папа/мама, надень кроссовки/сапожки», «самокатик возьми». Если она заигравшись, кого-то сильно задела, и сама осознала, что причинила боль — трогательно протягивает руку, гладит и говорит, «мама, прости!».
Дочь уже задаёт много вопросов, в основном — «где», куда», «что это». Иногда — «зачем». Время великих «почему» уже на пороге, поскольку Уля любит добираться во всём до сути. Это у неё от папы :).
Что касается меня, то я живу в вечном состоянии восхищения и благодарности за возможность снова смотреть на мир глазами ребёнка. Иногда трудновато поспевать за дочкой — в смысле быстроты реакций и энергии, ибо она у нас отнюдь не наблюдатель, а активный участник жизни и с раннего утра и до поздней ночи пребывает в стремительном движении, с коротким перерывом на дневной сон. Но на самом деле, это самая грандиозная моя перезагрузка, которая случалась со мной в этой жизни, и я наслаждаюсь этим удивительным состоянием.