Цыплёнок
Т.Л.Сухотина-Толстая (дочь Л.Н.Толстого)
Обычно осенью моя мать уезжала в Москву с младшими детьми, учившимися там в школе. Отец, сестра и я оставались в Ясной Поляне ещё на несколько месяцев. Как и отец, мы жили подобно Робинзону, а именно: старались сами себя обслуживать, без помощи прислуги. Мы убирали комнаты, приготовляли еду, конечно, строго вегетарианскую.
Но однажды мы узнаём: сегодня приезжает наша тётя – большой друг семьи, которую мы нежно любим. Нам известно, что тётя любит вкусную еду, особенно мясную. Что делать? Приготовить «труп»? (так мы называем мясо). Но эта мысль вызывает в нас чувство ужаса. Пока мы с сестрой обсуждали этот вопрос, вошёл отец. Мы сказали ему, что не знаем, как быть.
– А вы, – сказал он, – приготовьте обед, как обычно.
Днём приехала тётя, как всегда, красивая, весёлая, энергичная.
Наступил час обеда, мы пошли в столовую.
И что же мы там увидели? На приборе для тёти лежал огромный кухонный нож, а к ножке ступа была привязана живая курица. Бедная птица билась и тянула за собой стул.
– Видишь? – сказал отец нашей гостье. – Зная, что ты любишь есть живые существа, мы тебе приготовили цыплёнка. Никто из нас не может его убить, и поэтому мы положили для тебя этот смертельный инструмент. Сделай это сама.
– Ещё одна из твоих шуток! – воскликнула тётя Таня, смеясь. – Таня, Маша, сейчас же отвяжите бедную птицу и верните ей свободу.
Мы поспешили выполнить желание тёти. Освободив цыпленка, мы подали на стол приготовленные макароны, овощи, фрукты. Тётя всё ела с большим аппетитом. Но я должна заметить, что этот урок любимого шурина не переубедил её. Она продолжала есть мясо.
Т.Л.Сухотина-Толстая. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1980. – С. 424.
Кто-то, по-моему, М.Задорнов высказывал такую мысль, что мясом люди кормят злобу в себе.
Ага, Лууле Виилма тоже об этом упоминала: «Жирное мясо — открытая злоба.
Постное мясо — скрытая злоба.» А ещё я недавно узнала, что аппендицит чаще всего вырезают активным мясоедам.
… самый главный аргумент против мяса остается как-то в тени. Это операции по удалению аппендицита, к которым мы так привыкли, как к смене дня и ночи. А ведь острый аппендицит держит первое место среди других заболеваний живота, и операция по удалению аппендикса является самой частой. Еще в 1901 году французский ученый Л. Шанпионьер впервые обратил внимание на то, как резко увеличивается заболеваемость острым аппендицитом при обильном мясном питании. Вот вам и «приспособленность» человека к мясу и другим животным продуктам! Все дело в избытке белка. Конечно, можно есть мяса сколько угодно, но только если есть неподалеку хирург, а то и помереть не сложно.
«Известно, что почти исчезали аппендицит и заболевания аллергической природы (астма, диатезы) и в гражданскую, и в Великую Отечественную, а как только снабжение мясом и другими продуктами животноводства налаживалось, всё возвращалось к прежнему: скажем, в городских больницах Российской Федерации с 1951 по 1955 год количество экстренных операций аппендицита выросло почти вдвое.
Надо сказать, что у аппендикса обнаружили три функции: кроветворную, выделение щелочного пищеварительного сока, помогающего переваривать клетчатку, и вдобавок он является резервуаром полезной микрофлоры (кишечных бактерий). Наличие аппендикса у человека, животного, насекомого ? вроде свидетельства о том, что ему положено употреблять пищу с той или иной долей волокон (клетчатки), и чем больше этого компонента в пище данного вида живых существ, тем больше размеры аппендикса, который у термитов или жуков-древоточиев относительно огромен, а у хищников — очень скромных размеров.
Встречаются ещё научные сочинения, в которых аппендикс называют рудиментарным органом, вроде мышц, которые нам позволяют шевелить ушами. Аппендикс не выдерживает нечеловеческого питания, в результате аппендиксы удаляются сотнями тысяч. Так мстит нам природа за то, что мы едим трупы животных.
Как обстоят дела у тех народов, для которых животная пища-основа их существования? Насколько приспособились к ней эти «адаптивные группы» — так их обозначает наука? Польский геронтолог Кинга Висьневска-Рошковска приводит в своей статье рассказ доктора Ральфа Бирхера из Цюриха об одном из племен, живущих в восточной части Гренландии: «90 % их пищи — мясо и рыба, остальное — водяные и наземные растения. Едят они прежде всего кровь и жир, затем-внутренние органы (преимущественно в сыром виде), а меньше всего — скелетные мышцы. Соли они не употребляют, каждый день едят около 300 г белка, 170 г жира и 120 г углеводов. Уже к 35 году жизни у них начинается тяжелый склероз и одряхление. Они редко живут свыше 50 лет, в среднем же — 27 лет…»
Я не медик, но такие факты кажутся любопытными, хотелось бы попозже посерьёзней их проверить.