Музыкальные открытия: Melanie Safka

Мои друзья щедры на подарки. С разницей в один день я получила в подарок от друга диск Melanie Safka, со словами: “Мне этот диск очень понравился, и почему-то захотелось подарить его именно тебе”. На другой день моя подруга вручила мне диск  ныне очень популярной Zaz, с приблизительно таким же эмоциональным сопровождением. О Zaz напишу чуть позже, а вот о Melanie Anne Safka прямо здесь и сейчас – ибо уже неделю хожу с приятным грузом впечатлений.

У друга долго не получалось передать мне этот диск,  а когда он всё-то вручил его мне, я никак не могла в своём беспокойном летнем графике найти час времени, чтобы целиком и полностью раствориться в музыке. Но всё же свершилось.  И я с радостью сообщаю – что Melanie – одно из самых ярких моих музыкальных впечатлений последнего года точно. Диск вошёл в меня как иголка и вышел как плуг.  Слушался и проникал внутрь легко, но внутри задел очень сильно. Я из тех маньяков, которые вслушиваются в тексты до запятой – при первом прослушивании.  Я часто распечатываю себе тексты и внимательно изучаю их.  Мне одинаково органично должны лечь на душу и слух – и слова, и музыка. Если рождается какое-то ощущение несоответствия одного другому, моему восприятию приходится трудно, и оно после ознакомления вряд ли вернётся к прослушанному.

В случае с Melanie моё восприятие было повержено идеальным соответствием текстов и музыки. Все тексты к песням этого диска – Candles In The Rain (1970) – я тщательно изучила и была поражена глубинами мыслей, близостью жизненной философии, самобытностью идей и способом их выражения. Слово для меня имеет порой очень большое значение. Слова Melanie, органично живущие в потоке её же звуков,  взяли меня в плен.

Для себя я перевела одно небольшое интервью с певицей, поэтому не буду ничего пересказывать, просто кое-что процитирую. А тексты выложу отдельным постом. Они того стоят.

Итак:

Более 40 лет Мелани писала и пела свои песни для мира. В течение всего этого времени она была верна своему собственным, уникальным творческим размышлениям, никогда не позволяя звукозаписывающим лейблам классифицировать себя в жанр или стиль, который не соответствовал внутренним ощущениям.

В 4х-летнем возрасте, Мелани впервые выступила публично на радиошоу. Вместе с матерью она участвовала в шоу “Live Like a Millionaire”.

"Моя мать была джазовой певицей," рассказывала Мелани. "Она фантазировала, что я стану следующей Шерли Темпл."

Чтобы так оно и случилось, мать Мелани настояла, чтобы дочь брала уроки актёрского мастерства и отбивания чечётки.

"Моя координация движений была недостаточно хороша для чечётки," – считает Мелани.

Но Мелани была определённо очень одарённой.

«Я сочиняла песни. Я была довольно застенчива, но когда я пела, робость и застенчивость исчезали».

Мелани с матерью заняли на том шоу второе место, и Мелани выиграла маленькую куклу-плаксу. «Я подумала тогда, что если я могу петь и получать за это куклы, то это будет отличная жизнь», вспоминает певица.

Мелани росла в Нью-Йорке и пошла в среднюю школу в Нью-Джерси. Именно в те годы она уже формировала и развивала тот стиль исполнения, который отделил её от толпы навсегда.

«Я научилась играть на укулеле, когда мне было 4 года. Потом у меня появился баритоновый укулеле.»

В 15 лет отец Мелани подарил ей гитару. «Я была абсолютной самоучкой. По выходным я ходила в Виллидж и люди учили меня разным вещам».

Она говорила, что стеснялась играть в клубах и пускать по кругу корзинку для денег. «Я играла на углах улиц. Я просто ходила босая по Гринвич Виллидж с гитарой на спине».

В старшей школе Мелани стала осознавать, что она видит мир по-своему, не так как другие.

«Я думала я изобрела 60-ые» — говорит певица. Она думала, что была единственной чудачкой, в основном из-за необычного стиля одежды.

«Меня всегда отправляли в кабинет директора из-за того, как я была одета. Я делала всё против дресс-кода. У меня не было намерения подрывать устои, я просто искренне хотела быть такой, какой я была».

Однажды Мелани сбежала из дома. «Я испытала все виды приключений», говорит она.

Приключение, однако, закончилось заключением Мелани в арестный дом до тех пор, пока её родители не забрали дочь домой. «Я фантазировала, что это будет хорошим материалом для написания песни, но я слишком боялась написать её».

В мир музыкальной деятельности Мелани попала в Вудстоке. В 11 вечера, в первый вечер концерта, когда «Nitty Gritty Dirt Band» отказались выступать под дождём, Мелани вышла на сцену – только она и её гитара. «В Вудстоке я была совершенно неизвестна. Но со сцены я сошла знаменитой».

Кое-что ещё случилось, пока Мелани стояла на сцене в Вудстоке, что до сих пор остаётся записанным в коллективном мировом сознании. Во время её выступления – такое случилось первый раз в истории концертов – люди в зале стали зажигать различные источники света – спички, свечи, зажигалки.

Она никогда не хотела быть тенью какого-то лейбла. Ни в начале карьеры, ни сейчас. «Я была на самом деле исполнительницей народных песен, хотя и писала свои собственные. Они просто не знали, как меня назвать». Мелани никогда не хотела быть ограниченной узкими рамками какого-либо жанра. «Это было время, когда люди экспериментировали, это был почти Ренессанс».

Мелани говорит, что её часто называли женской версией Боба Дилана. Она всегда задавалась вопросом – а называл ли кто-либо Боба Дилана мужской версией Мелани.

Все эти годы Мелани выступала без передышки. «Я никогда не уходила. Никогда не покидала планету. Я просто всегда занималась любимым делом».

И она им до сих пор занимается.

В 2010 году умер муж и продюсер Мелани – Peter Schekeryk. Они были вместе 44 года. Он умер внезапно, в магазине «Лучшая покупка», когда они с Мелани путешествовали. Для Мелани это был большой удар – муж был для неё лучшим другом и верным единомышленником. Все её альбомы, за исключением того, что вышел после его смерти, продюсировал именно Питер.

Сотрудники магазина, где случилось несчастье, говорят, что самые последние слова Питера были о Мелани: «С неё началось подсвечивание мира».

Через несколько дней после смерти мужа Мелани уже снова выступала. Она сказала, что уверена – этого хотел бы Питер: «Вся наша жизнь проходила на дорогах».

Конечно, первые выступления без мужа давались Мелани не так просто. Но она рада, что сумела продолжить свой путь…

melaniesafka safka_ melanie safka

2 комментария

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *