* * *

Вечерами в переходе, который ведёт от нашего бизнес центра к метро, один немолодой мужчина играет на саксофоне. Разные мелодии играет. Иногда что-то очень узнаваемое, для всех прохожих. Иногда — какую-то затейливую и совсем незнакомую мелодию. Все бегут, бегут, бегут, а над суетой вверх уплывает мелодия. Один раз я не постеснялась как обычно, а прервала свой бег и наклонилась над его копилочкой, чтобы положить в неё десятирублёвую бумажку. И он, продолжая играть, очень серьёзно и вдумчиво посмотрел мне в лицо, может, и не из-за денег он в этом переходе играет. И все бегут-бегут-бегут, и совсем не замечают волшебства, уплывающего чудными звуками куда-то в другой мир над нашим…

* * *

У метро стоят два человека-рекламы. На одном значится: «Общежития», на другом «Горящие путёвки».

* * *

В метро слышится совершенно обыденный голос: «Ращу двух внуков, пенсии не хватает, помогите, пожалуйста». Ничем неприметная маленькая старушка во всём чёрном — от платка на голове до удобных, расчитанных на долгое хождение тапочек. И маленькая аккуратная женская сумочка тоже чёрная. И естественная, ненарисованная кайма вокруг глаз старушки тоже.

Бабушку эту я вижу чуть не ежедневно — иногда утром, иногда днём, иногда вечером. Вижу вот уже несколько лет подряд. Текст её обращения к пассажирам не меняется. Аккуратность и «чёрность» внешнего облика тоже. Бог знает, сколько десятков раз за день она безошибочно произносит хорошо заученные слова одним и тем же тоном. Всегда находятся те, кто ей то ли верит, то ли хочет облегчить карман от мелочи, то ли просто пребывают в таком особом расположении духа, когда хочется что-то отдать, снять какую-то тяжесть с души — и не так важно, кому именно будет отдана милостыня. Иногда попадаются молодые люди или мужчины, желающие щедрым жестом произвести впечатление на свою спутницу.

Старушку в чёрном мотивация подающих особо не беспокоит. Благодарности подаяния у неё не вызывают. Она автоматически крестится, что-то бормочет, и привычно прощупывает вагон цепким взглядом.

У меня почему-то никогда не возникает позыва поискать что-нибудь для неё в карманах, хотя непреодолимое желание полезть в кошелёк за монетой, мне знакомо. Может быть оттого, что вот уже несколько лет старушка таким образом «подрабатывает», может быть просто на уровне необъяснимых ощущений…

2 комментария

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Хорошие заметки о метро. Близко и знакомо, как, пожалуй, любому человеку, постоянно пользующемуся метро.
    Про «старушек» вспомнилось, как на втором курсе нам надо было провести наблюдение за нищими. Я тогда бегала за ними в метро, если и они бегали по вагонам (хочу сказать, что многие «едва двигающиеся» были гораздо более прыткими, нежели я) или наблюдала, стоя в сторонке. К концу таких наблюдений у меня появилось чувство, что вот-вот меня хорошенько поколотят — все-таки я плоховато маскировалась.
    С уважением, Надя Дёмина.

  2. Надя, спасибо за отклик. А мне сейчас про «старушек» вспомнился репортаж одного питерского журналиста — как одного такого «нищего», которого он регулярно видел в хлебном подземном переходе, он однажды встретил на какой-то презентации… В переходе «нищий» сидел загримированный до неузнаваемости. Но журналист попался слишком наблюдательный — он сумел его узнать по всяким разным приметам 🙂