12. Похоливарю…

В дочкиной тетрадке по русскому языку, как и в прошлогодних прописях встречаются записи учителя «Грязно» и красные подчёркивания. Я открываю тетрадку, вижу это, расстраиваюсь и закипаю, у меня нарастает гнев, сбивается дыхание, активизируется безумная часть меня. Я хватаю тетрадку, начинаю истерично размахивать ею в воздухе и как рыба открывать нервно рот, как будто мне не хватает воздуха.

И тут я вижу глаза своей малышки. Господи. какая же я дура. Какого лешего моя осознанность сейчас в отключке. Почему фраза учителя на собрании «Я очень люблю аккуратных детей» загорелась в моём мозгу огромными красными буквами? Почему я забыла свои прописи в красных исправлениях? Почему я хочу накричать на дочь за то, что она отражает мне из меня же — неусидчивость, торопыжистость, впадение в скуку от рутины, интерес к миллиону других вещей, кроме этих прописей?

Нас воспитывали удобными. Иногда дома, и всегда в школе. Я помню, как порицались мои «неудобные» одноклассники, в большинстве своём мальчики. Учителя не любили тех, кто был умён не годам, мог поправить учителя в неточности в силу своей развитости, начитанности и особого интереса к предмету. Не любили тех, чей темперамент иногда не влезал в школьный формат дисциплины. Не любили искателей и авантюристов. Не любили детей, которые выходили за рамки и были неудобны. Не любили тех, кто спорил и подвергал сомнению входящую информацию.

Любили удобных, прилежных, послушных, вежливых. Нас в системе воспитывали так, что нужно уважать старших, слушаться их, априори принимать авторитет взрослых, не выражать протесты. Кажется, у психологов есть такой термин — социальножелательный человек, вот и из детей делали, и делают социальножелательных человеков. К сожалению, не все дети, да и взрослые люди способны осознать и противостоять этим процессам. В детях, правда, ещё сильна природа и они могут выехать на природном отторжении и неприятии.

Все рождаются уникальными. Если не брать перекосы в воспитании, и исходить из того, что ребенка растят не по принципу вседозволенности и с учётом его уникальной природы, не загоняя в суровые рамки, но и не игнорируя эти самые рамки, то ребенок растет самостоятельным, способным, живым и свободным. При этом у него есть понимание, что совсем без правил нельзя, и есть ощущение границ.

А потом начинается социализация и соприкосновение с системой. И тут такой бич этой системы — очень часто, даже если педагог пришёл в профессию из любви — он становится заложником системы, выгорает, устаёт, у него нет времени читать или ходить на обучения, размышлять, анализировать, учитывать индивидуальность, и он начинает двигаться по накатанной системой колее.

А колея такова, что с удобными и одинаковыми в чём-то детьми проще. Ими проще управлять и манипулировать. С ними не надо искать контакт и искать компромиссы. Они точно исполняют задания и достигают чужие цели. Удобные дети понятны и предсказуемы. Им можно давить на психику. Они безропотно выполняют требования и указания, не включая критического мышления.

Но будем честны — педагоги не Боги, они работают в тандеме с родителями. И тут тоже много перекосов и косяков. За 8,5 лет материнства я насмотрелась всякого. Я это признаю, но об этом отдельно.

Так вот, собственно о чём я. Морально и интеллектуально я не готова к переходу на семейное образование, у меня к нему по-прежнему остаётся слишком много вопросиков в том виде, в котором оно существует. К тому же, у социальной жизни ребёнка есть свои неоспоримые преимущества, это тоже целая отдельная тема.
Но я также не готова тотально идти на поводу у системы.

И у меня всплывает всё чаще эта немного холиварная тема — как внутри этой системы не отбить ребёнку желание учиться, не разрушить себя и ребёнка, не вляпываться в свои паттерны хорошей, прилежной, удобной девочки и не транслировать их, и не душить ими своих детей ( а у меня они особенно сильны — я дочь педагога), вообще, как выжить и пройти путь без потерь.

А пока я обнимаю дочь, закрываю тетрадь и говорю — а давай вернемся к этому позже, а сейчас пойдём прогуляемся и подышим, нам обеим нужна пауза. Я честно ей рассказываю, что у меня была такая же история с прописями, и обещаю найти одну сохранившуюся тетрадку. Я не скрываю, что я неидеальная мать, ни от себя, ни от детей.

Я говорю дочке, что учиться и ошибаться в любом возрасте — НОРМАЛЬНО. И что несмотря на ужасные прописи в началке, в институте за моими конспектами с красивым почерком занимали очередь.

И я беру виртуальную тряпочку и стираю надпись в своей голове. Я очень уважаю труд воспитателей, учителей, педагогов. Правда, очень. Знаю, что им часто тоже трудно выживать — они между системой, детьми и родителями — я сама туда так не решилась.

Но у меня есть мой личный выбор, и я выбираю своих детей. И да простят меня все учителя мира — мои дети не всегда будут оправдывать ваши ожидания, у них будут помарки, иногда грязь в тетрадках, возможно, когда-то случаться не сделанные уроки, и ещё разные другие несовершенства. Мои дети живые — они устают, стрессуют, могут плохо соображать, могут брать паузу из-за своих внутренних процессов.

И мой выбор таков, что я, прежде всего, мама своих детей и я буду поддерживать их там, где они сильны, и учить не биться головой в стенку там, где им пока не пройти. Учить уважать других людей и их границы, но при этом понимать, что и они тоже заслуживают уважения и уважения своих границ. Что взрослые не всегда априори правы — и нужно учиться понимать и чувствовать это. И иногда ставить под сомнение эту априорную правоту. И что критика бывает разной — и надо уметь отделить пользу от всякого прочего.

И хоть детям я это говорю очень редко — но я искренне считаю, что дети во многом превосходят взрослых — и у них можно многому научиться.

Наверно, это первый (из написанных 11) за все #честныетексты6, мой текст на непростую и спорную для многих тему. И в нём только сотая доля всего, что всколыхнулось внутри меня. И это первый текст, когда мне слегка боязно нажать кнопку «отправить», но-таки я сама решила, что пройду путь честных текстов до конца.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *