У меня к словам всегда было особенное отношение. Мне кажется, с каждым днём я становлюсь всё чувствительнее и чувствительнее к словам. Иногда в быту кому-то кажется — я придираюсь, излишне фокусирую внимание на словах, поправляю. С позиции другого человека это несомненно так. И эта позиция мне понятна. Но с моей стороны — чуть иначе. Слова — это абсолютно мой мир. Мир, в котором я чувствую себя комфортно и которым очень дорожу. Слова для меня своего рода музыка — и мои уши катастрофически остро порой режет фальшь. Вряд ли кому-то доставит удовольствие слушать мелодию, в которой перевирается половина нот. У меня подобное же отношение к человеческой речи. Как любому современному человеку мне трудно игнорировать какие-то сленговые словечки, выражения, неформальные фразы, конечно, и я их употребляю под воздействием эмоций. Но в общем и целом слова и язык — это нечто святое, неприкосновенное.
Всё же слова — огромный пласт нашей жизни. По моим ощущениям они имеют большое влияние на человека, его характер и даже судьбу (:. Речь человека частенько даёт очень хорошее представление и о его внутреннем мире, о его собранности по жизни или «разобранности», о его способности мыслить, делиться мыслями с окружающими, о его способности делиться впечатлениями и увлекать своими пристрастиями и идеями. Когда что-то режет слух — отвлекаешься от сути, иногда даже от разговора отвлекаешься на это ощущение дискомфорта, пытаясь выяснить, что же это ощущение вызывает. Когда слух ничего не режет — и речь льётся плавно, спокойно, правильно, в том числе музыкально, — то и от собеседника, и от его идей ничего не отвлекает — разве что желание подхватить его увлечённость и ответить на неё чем-то своим. Согласитесь, даже если человек сильно увлечён чем-то и вам это интересно — если он излагает мысли косноязычно и сбивчиво — быстро устаёшь и расфокусируешься, и мучительно ожидаешь, когда собеседник закончит своё выступление. А если человек излагает мысли красиво, стройно и гармонично — то можно слушать бесконечно, и дискутировать хочется, и в чём-то поддерживать его, помогать расцветать его вдохновению и идеям.
Собственно на этот выплеск меня спровоцировало вот это пояснение в книге “Японская художественная традиция”:
«В Японии существовала вера в душу слов (котодама): «В словах живёт дух, который способен производить всякие удивительные, таинственные вещи, слова произносились как заклинания… Существовал специальный обряд во время празднеств: мужчины и женщины повторяли хором славословия божеству. Это называлось кагаи-утагаки — молодёжные хороводы, брачные игрища. Об этом же пишет А.Е. Глускина в предисловии к переводу «Манъёсю»: «Сочинять песню значило иногда почти то же, что произносить молитву. Она охраняла урожай, оберегала жизнь, сохраняла благополучие. Котодама — вера в силу души слова, т.е. вера в магию слова, — одно из основных верований того времени».