Не помню, когда последний раз я читала книгу на одном дыхании — так, чтобы начать читать и не желать откладывать книгу ни на минуту. Мама из своей поездки к бабушке привезла часть своей юношеской библиотеки — книги, которые были ей особенно дороги в возрасте 15-18 лет. Среди них двухтомник Этель Лилиан Войнич. Я давно целилась прочитать «Прерванную дружбу», а тут такой подарок.
Мама, однако, настояла, чтобы я начала не с первого тома, в котором были мой любимый «Овод» и столь желанная «Прерванная дружба», а со второго, с «Сними обувь твою». Открыв аннотацию, я начала было протестовать: «Здесь написано, что это последняя книга Войнич!», но руки сами по себе открыли предисловие, глаза побежали по тексту и протест мой прекратился на абзаце:
«Хотя «Сними обувь твою» и представляет собой вполне законченный роман, на самом деле он должен был бы открывать семейную хронику, охватывающую историю четырех поколений. Но серия этих романов — спутник всей моей жизни — рождалась не в хронологическом порядке».
«Овод», действие которого происходит в Италии во время политических и идеологических конфликтов, приведших к революции 1848 года, был написан в 1897 году, когда я ещё почти ничего не знала о предках его главного героя, наполовину итальянца. «Прерванная дружба» (1910 год) рассказывает об одном эпизоде из жизни того же героя. В 1911 году я оставила литературу и стала писать музыку. И два промежуточных романа — о юноше и девушке, детство и отрочество которых описаны в этой книге, и о их дочери, которая уехала в Италию и стала матерью Овода, — так никогда и не появились. О судьбе этих людей говорится в ПОСЛЕСЛОВИИ к роману «Сними обувь твою».
В воскресенье я на одном дыхании прочитала 250 страниц текста, и если бы не вечерняя встреча с друзьями, обговорённая давно, я бы легко и непринуждённо дочитала книгу. А так пришлось отложить до понедельника. У меня только в самом начале, на первых тридцати страницах было ощущение, что я читаю, а потом, я начала жить вместе с героями. Настолько живые, реальные, близкие образы героев, что как-то даже не возникало сомнений, что они когда-то жили на белом свете. Совсем маленькие кусочки показались чуть преувеличенными и затянутыми, но они легко затерялись в общем течении повествования. Живой, нескучный язык, много диалогов и размышлений, много жизненных выборов и связанных с ними рассуждений. Много очень понятного и человеческого в героях. Много женской мудрости и ценных уроков — и удивительно, что и сейчас эта мудрость актуальна, ведь героиня Войнич жила в конце 18 века. Много сочувствия, сопереживания героям, волнения за них, редкое чувство сопричастности к событиям, описываемым автором в этой семейной саге. Восхищение главной героиней, чей характер вырисован писательницей очень талантливо. Рассказывая о жизни жены английского сквайра Беатрис, с момента замужества до самой смерти, Войнич проводит читателя от непонимания и жалости к героине, жившей в нелюбви — к мужу и даже к своим детям — до восхищения тем, какой огромный путь она преодолела, и какую духовную близость в итоге обрела со своими родными людьми, за исключением отказавшегося от неё сына. Но и этот отказ она сумела простить и объяснить и себе, и сыну. Сумела признать, что не пришедшая вовремя любовь к сыну, оказалась разрушительной для их отношений. Наибольшую духовную близость она обрела с дочерью и приёмным сыном Артуром — которые стали дедушкой и бабушкой главного героя «Овода»…
Эта книга, несомненно, о любви. О трудном пути к любви. О духовной близости. О преодолении себя. О мудрости. Об умении жертвовать собой и своими интересами во имя близких и неблизких. Об умении строить мосты. О том, что всё же есть в нашей жизни люди незаменимые, с уходом которых жизнь теряет какой-то свой особый смысл, люди без которых путь, конечно, продолжается, но становится не так радостен и осмыслен, люди, которые одним своим присутствием приносят атмосферу спокойствия и уверенности в том, что всё движется правильно. Эта книга до краёв наполняет душу чем-то необыкновенным. Как будто очищает и необратимо изменяет что-то внутри.
В списке моих любимых книг стало одной книгой больше. Полагаю, что так же, как и любимого «Овода», я перечитаю «Сними обувь твою» ещё не раз. Большое счастье, что есть такие книги.