Вторым фильмом за ночь стала «Лолита» Стэнли Кубрика. Этой картиной 1962 года рождения я очень заинтересовалась по прочтении статьи о том, как Кубрик и Набоков вместе работали над ней. Статья называлась:«Интерпретация романа В. Набокова в фильме С. Кубрика «Лолита»», и была мной случайно обнаружена на сайте http://ec-dejavu.ru/. В статье много говорилось о том, что Кубрику пришлось столкнуться с цензурными запретами, как и автору сценария к фильму — Владимиру Набокову. Говорилось также и о том, как далеко экранизация ушла от литературного оригинала, и о том, что сам Набоков высоко оценил немногие фрагменты фильма, — только те, которые показались ему близкими по духу к его роману.
Просмотр фильма пришёлся на период моего серьёзного знакомства с творчеством Владимира Набокова. К счастью, «Лолиту» я прочитать ещё не успела. Пыталась прочитать её в 15-16 лет на английском, но что-то не заладилось — воспринять не смогла и бросила чтение. К моменту просмотра фильма то, что я когда-то читала, совсем позабылось. И, на самом деле, я этому рада — не было мучительного сравнения и несправедливого предубеждения, как это часто бывает, когда смотришь экранизацию уже прочитанного произведения. А вот когда происходит наоборот — сначала смотришь фильм, а потом прочитываешь произведение, вдохновившее режиссёра и сценариста на его создание, отчего-то предвзятости и тяги к сравнению намного меньше. Воспринимаешь, как должно, исходя из того,что кино и литература — два разных вида искусства, со своими средствами выражения и воздействия, со своими нюансами, с разной природой созданных образов, даже с сутью порой разной…
Фильм длинный — идёт 150 с хвостиком минут. Неудачной картина мне не показалась, а я читала до этого отзывы, что фильм неудачный. Неудачность его напрямую связывалась с провалом экранизации произведения Набокова. В общем и целом фильм мне понравился. Разве что Джеймс Мейсон в роли Гумберта выглядел всё-таки не как 40-летний мужчина, а явно старше, явно утомлённее жизнью… Собственно, самому актёру во время съёмок было что-то около 52-53 лет, а многие чудеса грима киноиндустрии были ещё недоступны. Но психологическая суть его зависимости от Лолиты передана довольно точно. Гумберт жалок и иной раз излишне параноидален.
Сью Лайон, на мой субъективный взгляд, очень хорошо справилась с ролью Лолиты — ещё ребёнка, в котором уже более чем достаточно женщины. Но всё же ещё ребёнка.
Восторг у меня вызвал образ матери Лолиты, созданный актрисой Шелли Уинтерс. У меня до сих пор есть ощущение, что Шарлотта Хейз — жила на самом деле — так блестяще Шелли Уинтерс вдохнула жизнь в свою героиню, так искренне она была ею. Когда сценарий её убил — было на самом деле жаль, что в фильме она больше не появится.
Говорят, что и Кубрик и Набоков сожалели, что потратили время и силы на эту экранизацию. Набоков потратил слишком много времени на сценарий, который всё равно в процессе съёмок был безжалостно порезан. Кубрик столкнулся с жёсткостью цензуры, которая не позволила ему воплотить изначальные замыслы. В итоге на выходе получился фильм, который не вполне удовлетворил обоих Творцов. Пожалуй, на самом деле обидно знать, каким могло бы быть новое творение — но не иметь возможности его воплотить согласно замыслу. Что касается меня, то мои ожидания вполне оправданы. Для меня «Лолита» Кубрика не экранизация, а отдельное произведение.