САМА СЕБЕ СЦЕНАРИСТ
7 ноября 1901 года родилась народная артистка РСФСР Рина Зелёная
Актрисой уроженка Ташкента Екатерина Зелёная стала случайно. Когда её отца по службе перевели в Москву, девушку определили в престижную столичную гимназию фон Дервис. Она быстро стала лучшей ученицей, но примерным поведением не отличалась — лазала по деревьям, запрыгивала в трамваи на ходу. Как-то раз бойкая гимназистка Зелёная шла по улице и увидела объявление о приёме в театральное училище. До этого она и не подозревала, что профессии актёра можно научиться. Придя по указанному адресу, девушка прочитала перед приёмной комиссией стихотворение Ивана Никитина «Выезд ямщика». Прославленные актёры Илларион Певцов и Елена Шатрова смеялись до слёз. Из 70 абитуриентов приняли 22, в том числе и Зелёную.
* * *
В 1921-м семья Екатерины оказалась в Одессе. Там Зелёная присоединилась к любительской труппе с замысловатым названием «Конфрерия Рыцарей Острого Театра», более известной как «КРОТ». Именно с КРОТом связано появление её сценического имени. Однажды, когда в театре к очередному выступлению готовили афишу, на ней никак не помещалось полностью «Екатерина Зелёная», Екатерина решила убрать несколько букв из своего имени и превратилась в Рину. Тогда и пошли слухи, будто Зелёная — не настоящая фамилия артистки. Просто в ту пору Одесса ещё горевала по безвременно скончавшейся королеве немого кино Вере Холодной, и многие считали, что начинающая актриса и певица придумала себе похожий звучный псевдоним.
* * *
В 1929-м на одно из выступлений Зелёной не приехал аккомпаниатор. Чтобы не отменять концерт, администратор клуба упросил Рину «исполнить хоть что-нибудь». Она вышла на сцену и детским голосом прочитала сказку «Мойдодыр» Корнея Чуковского. Публика была в восторге. Так родилось уникальное амплуа актрисы. Для её «детских монологов» писали тексты Самуил Маршак, Сергей Михалков и Агния Барто, но обычно автором была сама Зелёная. Её неподражаемый голос звучит в мультфильмах «Вовка в Тридевятом царстве», «Кто сказал «мяу»?», «Лягушонок ищет папу». Когда актриса вела радиопередачу «О маленьких для больших», ей приходили сотни писем от благодарных родителей. Но особенно она любила послания от малышей, начинавшиеся обращением «уважаемая Риназелёная».
* * *
Дебют Рины Зелёной в кино пришёлся на первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (1931) Николая Экка. Режиссёр предложил ей эпизодическую роль подруги бандита из шайки Жигана. Девушка должна была спеть хулиганскую песню в шалмане. Зелёная с чувством исполнила блатные куплеты и с нетерпением ожидала премьеры. К удивлению и огорчению актрисы, под звуки песни на экране шли кадры с другими актёрами, а её лицо появилось в конце эпизода лишь на несколько мгновений. Оказалось, что при монтаже плёнку случайно засветили. Поэтому «Путёвка в жизнь» не стала для Зелёной путёвкой в кино — следующей роли пришлось ждать четыре года.
* * *
Рина Зелёная и Агния Барто написали сценарий для первого советского семейного фильма «Подкидыш» (1939). В процессе работы над картиной выяснилось, что не хватает ещё одного комического персонажа. Тогда Зелёная прямо на съёмочной площадке придумала несколько сцен с участием домработницы Ариши и сама сыграла её. Характер и отдельные фразы для своей героини она «позаимствовала» у соседки по дому, однако во многом роль была основана на импровизации. На ходу Зелёная сочинила историю про старушку, которая зашла попить воды. И её фраза: «Потом хватилися — пианины нету», была когда-то не менее популярна, чем «Муля, не нервируй меня!» Фаины Раневской из этого же фильма. Кстати, авторство «Мули» тоже принадлежит Зелёной.
* * *
Удивительно, но гениальной актрисе приходилось буквально выбивать для себя роли в кино: режиссёры восхищались её игрой, однако приглашать в свои картины не спешили. В 1946-м, встретив на улице Григория Александрова, Зелёная взяла инициативу в свои руки: «Дайте мне роль! Вы же обещали снять меня в новом фильме!» Александров замялся: «Но все женские роли уже распределены…» — «Тогда в дайте мужскую!» — настаивала актриса. В итоге режиссёр сдался. В комедии «Весна» была эпизодическая роль гримёра, которую Александров и отдал Рине. Зелёная немедленно переделала её на свой лад, полностью переписав текст. После премьеры фильма в народ ушли новые афоризмы «от Зелёной»: «Губы такие уже не носят!» и «Как будто я могу с такими нервами в отпуск!»
* * *
Знаменитый игрок «Что? Где? Когда?» Борис Бурда назвал одним из лучших вопросов в истории клуба такой:«Черепаха зелёная, а кот?» Ответ: Быков. Ибо речь идёт об исполнителях ролей Тортиллы и Базилио в «Приключениях Буратино» (1975). «Вижу, человеческой роли не дождаться, вот и согласилась на черепаху», — иронизировала Рина Васильевна. Тем не менее, она очень любила эту роль и особенно свою песню. «Когда по радио объявляют: «Романс черепахи Тортиллы исполняет Рина Зелёная», я чувствую себя оперным тенором», — говорила актриса. Правда, по её настоянию из песни убрали второй куплет со словами; «Мне казалось, счастье рядом — только лапу протяни» и «Старость всё-таки не радость». «Если у меня в фильме нет панциря, то нет и лап! — сказала Зелёная поэту Юрию Энтину. — И про старость лишний раз не надо!»
* * *
Игоря Масленникова отговаривали брать Зелёную на роль миссис Хадсон. Один чиновник с Центрального телевидения прямо сказал ему: «Да сколько ей лет? Она уже из ума выжила!» Но режиссёр настоял на своём и ни разу не пожалел об этом. На съёмочной площадке Зелёная стала для всех примером профессионализма: несмотря на преклонный возраст, она приезжала даже в те дни, когда сцен с её участием не было. В произведениях Артура Конан Дойля миссис Хадсон не произносит ни слова. Масленников придумал для Зелёной несколько небольших эпизодов с репликами. После успеха первой части «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979) он решил расширить её роль. Однако Рина Васильевна сказала: «Боже упаси! Я ещё ни разу в жизни не играла мебель, и мне это нравится!»
* * *
В 1986-м Рина Зелёная сыграла свою последнюю роль в заключительном фильме о Холмсе и Ватсоне «Двадцатый век начинается». Её здоровье ухудшалось: кислородная недостаточность, прогрессирующая слепота, перелом ноги, после которого актриса передвигалась с трудом… Лишь изредка Рина Васильевна покидала подмосковный «Дом ветеранов кино». Но она не теряла чувства юмора. Когда её спрашивали, получила ли она звание народной артистки СССР, отвечала: «Дадут за сорок минут до смерти!» 1 апреля 1991 года Зелёная внезапно потеряла сознание. Её родственникам передали, что подготовлен приказ о присвоении актрисе почётного звания, но Рина Васильевна так и не узнала об этом. В тот же день она скончалась. Посмертно награждать Рину Зелёную не стали…
Антон АЛЕКСАНДРОВ
«Телевидение. Радио», №44 (2844) от 2 ноября 2010 г.