«Nothing is more savage than civilization»/«Ничто не является более диким, чем цивилизация», это слоган фильма Джона Тёртелауба. О том, собственно говоря, и сам фильм.
После просмотра фильма в моей голове в который уже раз долго пульсировала мысль — опять точка сборки сдвигается. Не секрет, что точка сборки сдвигается каждый раз после прочтения/просмотра/наблюдения чего-то жизненно важного, такого, что заставляет пересмотреть свою систему ценностей и подкорректировать приоритеты и значимость некоторых вещей. При обилии информационных потоков в современной жизни, при обилии входящих впечатлений от книг, фильмов, поездок, общения — точка сборки сдвигается регулярно — буквально каждый день что-то осознаётся, что-то переосмысливается, что-то переоценивается. От каких-то встреч больший эффект, от каких-то меньший, какие-то просто укрепляют некоторые позиции в имеющейся структуре ценностей.
«Инстинкт» вполне способен сдвинуть точку сборки. В моём случае — он здорово укрепил некоторые позиции в моей картине мира. Хороший философский фильм, с хорошим балансом статики и динамики — не слишком быстрый, как многие голливудские картины, но и не избыточно созерцательный. Хотя, определённая настройка на него требуется.
Несмотря на то, что в фильме есть тяжёлые психологические моменты — сцены в отделение для душевнобольных в тюрьме, сцены жестокости тюремных надзирателей по отношению к больным людям, убийство животных, всё же человеческое и разумное в нём преобладает, всё же есть место для надежды и для веры в лучшее, в то, что есть ещё среди нас люди, способные противостоять разрушительной силе «цивилизации», способные оставаться трезвыми во всеобщем угаре разрушения и безрассудства, способные резко изменить курс своей жизни. Общество их считает по традиции сумасшедшими, а на самом деле именно эти люди остаются самыми нормальными…
Фильм о том, что мы продолжаем жить в плену иллюзий — что человек всесилен, что человек способен контролировать всё вокруг себя, что человек свободен. Попадая в плен таких иллюзий, люди рискуют никогда не выбраться из их лабиринтов и никогда не узнать, что где-то есть совершенно другая жизнь, полная гармонии, мира, доверия. Фильм о том, что цивилизованные люди в большинстве своём самые обыкновенные варвары, которые упорно не желают своего варварства признать. О том, что преодолевая природу, которую не нужно преодолевать, с которой нужно жить в гармонии и согласии, люди начинают жестоко и бездумно уничтожать её, становясь «захватчиками» и врагами всего живого, что их окружает.
Энтони Хопкинс играет в «Инстинкте» приматолога Итона Пауэлла, много лет посвятившего наблюдениям за приматами. В своих наблюдениях он зашёл настолько глубоко, что стал членом семьи приматов, за которыми он наблюдал и два года разделял с ними их жизнь. До того дня, пока «цивилизованные захватчики» не расстреляли в упор почти всю его стаю. Защищая своих приматов, свою семью, Итон Пауэлл убивает двоих захватчиков и ранит ещё нескольких. Его сажают в тюрьму, за убийства, и начинают расследование. Но Итон Пауэлл после этого происшествия замыкается в себе и несколько лет проводит в молчании, не вступая в контакт ни с кем. Учёного переводят в отделение для умалишённых тюрьмы, имеющей не самую хорошую славу. Молодой учёный, психиатр Тео Колдер, прочитав историю Итона Пауэлла, умоляет своего профессора позволить ему заняться этим делом. Ему хочется сделать шаг вперёд и в своей психиатрической практике, и в своей научной карьере. Но встреча с Итоном Пауэллом и его дочерью, которая помогает ему искать ключик к отцу, совершенно сдвигает точку сборки Тео. Итон Пауэлл оказывается нормальным человеком, который отказывается принимать сумасшествие цивилизации. Что-то в глазах Тео, в его характере, в его сути побуждает Итона начать говорить и рассказать молодому доктору свою историю, что-то побуждает его поверить в то, что Тео поверит в его абсолютную нормальность. Из амбициозного молодого учёного Тео превращается в несмышлёного ученика, который так мало знает об окружающем мире, о захватнической «цивилизации», о свободе. День изо дня беседуя со своим сложным пациентом, Тео сам становится «сумасшедшим», перестраивает свою пирамиду ценностей, начинает смотреть на «цивилизацию» совершенно иначе…
Тео Колдера играет Кьюба Гудинг младший. Играет довольно убедительно. Вообще все актёры в этом фильме играют очень убедительно: и Мора Тирни (дочь Итона Пауэлла), и Джон Эщтон (жестокий тюремный надзиратель), и Даг Спинуцца (душевнобольной заключённый), и Джорж Зунза (непутёвый начальник отделения душевнобольных), и Доналд Сазерленд, и все другие актёры, которые перевоплотились в героев рассказанной зрителям истории.
Фильм хороший. К просмотру рекомендую.
Помню такой фильм, действительно, очень хороший и «проникающий»
«Проникающий» — очень подходящее для него слово.