Дочитала книгу Харуки Мураками «Норвежский Лес». Мураками мой давний знакомый, но вот уже несколько лет я с ним не встречалась на страницах его книг. Тем приятнее была новая встреча. Я успела хорошенько по нему соскучиться.
Книга прочиталась на одном дыхании. Несколько дней я таскала её за собой повсюду — и в каждые пять минут нежданного свободного времени спешно утыкалась носом в книжку, так меня захватила её атмосфера. Полагаю, в этом есть и большая заслуга переводчика.
Мураками снова очень музыкален. Повествование щедро усыпано упоминаниями «Битлз» — «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)», «Michelle», «Nowhere man», «Julia», «Lemon Tree», «Yesterday», «And I love her», «Hey, Jude». Тут же «Blood, Sweat and Tears» в исполнении «Spinning Wheel», и «Cream», спетый «White room», и «Simon & Garfunkle», исполненный «Scaborough Fair», и снова «Beatles», поющие «Here Comes the Sun». Генри Манцини с песней «Dear Heart» и босса нова — «Desafinado» и «The Girls From Ipanema»… Трудно припомнить все, появившиеся на страницах книги мелодии — Marvin Gaye, «Bee Gees», Gustav Mahler, «Proud Mary», Burt Bacharach, «Jumpin’ Jack Flash» из «Rolling Stones», Thelonious Monk с «Honeysuckle rose», John Coltrane, Ornette Colman, Bud Powell, Sarah (Lois) Vaughan, Robert Casadesus, Antonio Carlos Jobim — и многие-многие ещё. Этакая энциклопедия музыки, популярной в 60-х годах в Японии у 20-летних и приближённых к ним.
Герои книги очень реалистичны. Не возникает никаких сомнений, что и сейчас где-то живут люди, очень похожие на героев Мураками. Всё очень жизненно — характеры, проблемы и дилеммы героев, их душевные и эмоциональные метания, их обиды, их радости, их поиски, их попытки понимать и постигать, их уходы из жизни. Есть то, что понятно любому человеку любой национальности, есть те мотивы, которые, конечно же, в полной мере способны расслышать только японские читатели.
В одном из отзывов встретилось мнение, что книга отягощена темой «нездорового секса». А мне ощутилось по-другому. Напротив, показалось, что эту щекотливую тему Мураками вписал в общий поток повествования очень целомудренно, органично и естественно — для 18-20-х познание отношений часто начинается с чувственного познания — и у Мураками в этом нет ничего дурного — его герои испытывают к друг другу искренние привязанности разной силы и глубины… Не возникает чувства гадливости или неприятия, все связи кажутся логичными с точки зрения поисков и метаний героев.
Во мне эта книга оставила множество различных ощущений и стимулов. Важных и нужных. Мне эта книга помогла кое-что переосмыслить в отношениях с близкими людьми. Помогла немного иначе взглянуть на себя. И ещё — ощущение любви стало немного другим. Более полноцветным, более глубоким, более острым в самом хорошем смысле этого слова.
Не факт, что другой читатель найдёт для себя в книге то же, что и я. На то книга и многослойна, на то она и приходит к каждому из нас в своё время, но то и высвечивается в ней для нас что-то своё, уникальное. Потому и оценки книги столь различные. Ко мне она пришла в хорошее и правильное время — в хорошее и правильное для меня.
[…] видно, какой он меломан. Об этом я уже упоминала, когда делилась впечатлениями о книге “Норвежский лес”. А “Джазовые портреты” – одно сплошное […]