С творчеством Франсуа Трюффо я только начинаю знакомиться. Вчера вечером посчастливилось посмотреть в нашем киноклубе Фильмофонда посмотреть фильм «Четыреста ударов» (Les quatre cents coups). Фильм относят к фильмам французской «новой волны». Для нас же, современных зрителей чёрно-белые фильмы 1950-х не новая волна, а старая, в том смысле, что они теперь история кинематографа…
Сегодня я снова восхищаюсь тем, как старые мастера умели минимумом художественных средств произвести величайшее воздействие на зрителя. Сам Франсуа Трюффо в одном из интервью рассказывал о создании фильма так: «Снимая «400 ударов», я экономил на всём: на плёнке, освещении, на съёмочном времени в павильоне, — на коммерческий успех я даже не надеялся». Он характеризовал свой фильм как «скромную постановку на семейные средства». Однако, эта скромная постановка имеет большую силу воздействия. Думаю, это потому, что он и тогда, в 1959 году, и сейчас в 2011, очень общечеловеческий…
Фильм очень французский, с одной стороны, с другой стороны — вненациональный. Французский ибо действие происходит в Париже 50-х и город становится не просто декорацией, а очень важной частью повествования. Французский потому, что так много узнаваемого французского — Эйфелева башня, бутылки вина в кадре, багеты, изящные француженки, кинотеатры, маленькие французские машинки на улицах, уроки французского языка и поэзии, характерные французские носы героев. Вненациональный он поскольку эта история из жизни не только самого Франсуа Трюффо, но из жизни любого человека в любой стране мира. Если она случилась не конкретно с нами, то наверняка с кем-то из нашего окружения.
«400 ударов» это история из жизни, очень узнаваемая. Семья — мать, отец, их 13-летний сын. Убогая, обшарпанная квартирка из одной комнаты на троих в старом и таком же обшарпанном доме. 13 лет назад молодая женщина собиралась делать аборт, но её мать убедила этого не делать (Мадам Дуанель). Нашёлся мужчина, женившийся на ней и принявший её недавно родившегося сына, как родного. (Месье Дуанель). Время идёт, родители всё больше разобщаются, ссорятся, изводят друг друга упрёками и претензиями. Сын (Антуан Дуанель) — 13 летний мальчик, не слишком дисциплинированный, не слишком усердный в школе, нелюбимый ни в семье, ни в школе. Единственная отдушина — дружба с таким же заброшенным школьным приятелем.Жестокость и невнимание взрослых, нежелание их отвлечься от своих забот и дрязг, влечёт за собой проблемы в школе, ложь, убегания из дома, первые кражи… В итоге родители сдают его полиции, а та определяет Антуана в некое исправительное учреждение, откуда через некоторое время он бежит. Бежит к морю, которого никогда прежде не видел.
Франсуа Трюффо было всего 26-27 лет, когда он работал над этим фильмом. К моменту создания фильма он успел основательно заболеть кинематографом и пересмотреть внушительное количество картин. В книге «Трюффо о Трюффо» он писал: «42-й год стал важной вехой моей биографии — началом бесчисленных просмотров. С 10 до 19 лет я буквально бросался на фильмы, и с тех пор моя любовь не ослабевала». (…) «Я очень любил два фильма, и они бесспорно оказали влияние на мои «400 ударов», — это «Ноль за поведение» Жана Виго и «Германия, год нулевой» Роберто Росселини.
В фильме «400 ударов» многое от Росселини, в том числе линеарность построения и простота. Он объяснил мне, что, создав фильм, вполне достаточно попытаться сказать правду и потому не следует опасаться сходства с документалистикой. А ведь я решительно не приемлю документальное кино, для меня оно полная противоположность всему, что мне близко в искусстве. И тем не менее документальный ракурс не чужд моим художественным лентам, и в «400 ударах» это явственно ощущается».
По моим ощущениям фильм очень пронзительный. Гармоничное сочетание волнующего сюжета, хорошей режиссуры, правдивой и тонкой актёрской игры и того самого документального ракурса, о котором говорил Трюффо. «400 ударов» представляют жизнь 1950-х как она есть, в неё веришь. Но при всей документальности картины, её правдивой суровости Трюффо всё же старался выразить в нём и поэзию детства. Лично мне показалось, что это ему особенно удалось выразить через дружбу Антуана и Рене — двух мальчишек в сходных жизненных обстоятельствах, которые всё же остаются детьми, с широко распахнутыми глазами бегущими по жизни. Они ещё способны воспринимать жизненные невзгоды с оптимизмом и уверенностью в том, что их завтра будет лучше, несмотря ни на что.
Пронзительна игра 13-летнего актёра Жан-Пьера Лео. Трюффо отобрал мальчика из 60 детей — он был и наиболее способным и наиболее одержимым желанием сниматься в кино. Позже (в 1970-м) Трюффо вспоминал: «Он понравился мне с первого взгляда. У него тоже было неблагополучное детство, но он оказался агрессивнее меня и полностью изменил тон нашего фильма. Я представлял себе Антуана Дуанеля замкнутым, робким ребёнком вроде меня самого. Лео же, в отличие от меня, обладал каким-то особенным здоровьем, он мог сопротивляться».
Ещё позже (в 1973-м), объясняя частое и долгое сотрудничество с Лео, Франсуа Трюффо добавил: «По правде говоря, с годами между Жан-Пьером и мной возникло что-то вроде взаимоуподобления. Как известно, я начал работать с ним, когда ему было тринадцать лет. Сейчас ему двадцать восемь. У меня есть привычка, объяснить которую я не в состоянии: каждый раз по окончании монтажа я отдаю распоряжение уничтожить весь отбракованный материал. Но только не срезки из фильмов с Лео. Мне доставляет удовольствие их хранить, подобно тому, как хранят семейные фотографии». Трюффо говорил, что Лео никогда не «выставлялся» и не принимал «выигрышных» поз перед камерой — он жил перед камерой жизнью своего героя. Это на самом деле так. И когда закончился фильм — я в его героя продолжаю верить…
Фильм всё ещё актуальный, а рассказанная история всё ещё очень волнующая. Детей, чьим воспитанием родители не желают себя обременять, полно и сейчас. И даже бытовые условия у некоторых — такие же, как у семьи Дуанелей. У других семей бытовые условия во много раз лучше, только вместо исправительных лагерей детей отправляют в элитные зарубежные школы. Объединяет же их то, что и те, и другие совершенно не нужны родителям, слишком занятым своей жизнью. Времена меняются, исторические декорации тоже, а проблемы переходят из десятилетия в десятилетие, ибо получается, что люди в разных временах внутренне так похожи.
Жан-Люк Годар оценил фильм коллеги по цеху очень высоко:
«В «400 ударах» камера автора «Шпанят» вновь достигает вершины, хотя её устанавливают не на уровне взрослого человека (…), а на уровне ребёнка. И если слово «вершина» звучит выспренно для людей, которым за тридцать, оно звучит иначе для подростков, которым ещё нет шестнадцати, — оно синоним гордости, и «400 ударов» оказывается самым гордым, самым упрямым, самым упорным, иными словами, самым свободным фильмом в мире. С точки зрения морали. И эстетики. Великолепны съёмки Анри Декаэ (…). Диалоги и жесты резки (…) Монтаж тонок (…) Как же резюмировать сказанное? А вот как. Фильм «400 ударов» означает Откровенность, Стремительность, Искусство, Новизну, Кинематографичность, Оригинальность, Дерзость, Серьёзность, Трагизм, Свежесть, Короля Убю, Фантастику, Ярость, Дружбу, Универсальность, Нежность». По-моему, исчерпывающая и более чем объективная характеристика этого прекрасного фильма, первого полнометражного фильма режиссёра Франсуа Трюффо.
Так совпало, что роль в первом полнометражном фильме Трюффо стала первой заметной ролью для актёра Жана-Пьера Лео, большим и значимым стартом в мир кинематографа. Сам Трюффо снялся в своём фильме в эпизодической роли. Фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру и был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Денежной премией за «400 ударов» Франсуа Трюффо распорядился вполне в духе своей безграничной любви к киноискусству — он передал её Жану Кокто, чтобы тот мог снять «Завещание Орфея» (Jean Cocteau: Le testament d’Orphee), ибо продюсеры отказались финансировать съёмки этого фильма.
После выхода фильма «400 ударов» линия Антуана Дуанеля была продолжена фильмами «Антуан и Колетт» (Antoine et Colette, новелла в фильме «Любовь в 20 лет», 1962), «Украденные поцелуи» (Baisers voles, 1968, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад), «Семейный очаг» (Domicile conjugale, 1970, Жан-Пьер Лео, Клод Жад), «Сбежавшая любовь» (L’amoure en fuite, 1979, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад).
Ну и в заключение будет справедливым перечислить всех тех, кто был причастен к созданию фильма, процитировав отрывок из технической справки:
«400 ударов» («Les quatre cents coups», 1959). Сцен, диалоги Ф. Трюффо и М. Мусси; реж. Ф. Трюффо; опер. А. Декаэ; худож. Б. Эвейн; композ. Ж. Константен; в ролях: Ж.-П. Лео (Антуан Дуанель), А. Реми (мсье Дуанель), К. Морье (мадам Дуанель), П. Оффэ (Рене Бижей), Ж. Фламан (мсье Бижей), И. Клоди (мадам Бижей), Р. Бове (директор школы), П. Репп (учитель английского языка), Г. Декомбль (классный руководитель), Л. Андриё (учитель физкультуры), Д. Кутюрье, Ф. Ноше, Р. Канаян (школьники), К. Монсар (судья), Ж. Моно (полицейский уполномоченный), М. Лорей (полицейский), А. Вирложё (ночной сторож), К. Брюкар (человек, которому нужна пишущая машинка). Ж. Моро (женщина с собачкой), Ж.-К. Бриали (прохожий), Ж. Деми (полицейский), Ф. Трюффо (служащий аттракциона «Ротор»).
я как-то совершенно случайно в прошлом месяце посмотрела именно последний фильм из саги про Антуана Дуанеля — L’amour en fuite. И потом поняла, что придется все-таки поступить по-честному и начать с «400 ударов» 🙂
Всю свою франкоманскую жизнь про него постоянно слышу, начиная с тем по-французскому в школе, но никак не возьмусь основательно.
Женя, я тоже решила по-честному посмотреть всю сагу про Антуана Дуанеля 🙂
Второй фильм, кстати, «Любовь в двадцать лет» /» L’amour ? vingt ans» — короткометражный, 20-минутный. Одна из 6 новелл. Остальные — новеллы Анджея Вайды, Ренцо Росселлини, Марселя Офюльса и Итада Исихары… Тоже очень интересно полюбопытствовать 🙂 Я ещё книжку «Трюффо о Трюффо» читаю сейчас — очень интересно.