Архив рубрики ‘Люди’

Махатма Ганди. Моя жизнь

Пятница, 3 Июнь 2011

Забрала в Ozon.ru на улице Рубинштейна книгу:

Махатма Ганди. Моя жизнь
Пер. с англ. А. М. Вязьминой, Е. Г. Панфилова, Р. А. Ульяновского. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. — 480 с. ISBN 978-5-389-01656-9 Вниманию читателей предлагается «Моя жизнь» Махатмы Ганди — автобиография великого мудреца и опытного, но чистого сердцем политика, история освобождения Индии и рассказ о духовных исканиях самого Ганди…

«Он встал у порога хижин тысяч обездоленных, одетый так же, как они. Он обратился к ним на их языке, здесь наконец была живая правда, а не цитаты из книг… В ответ на зов Ганди Индия вновь раскрылась для великих свершений, точно так же, как это было в ранние времена, когда Будда провозгласил правду сопереживания и сострадания среди всех живущих» (Рабиндранат Тагор).

Ганди мне очень симпатичен. Давно хотела познакомиться с ним поближе. Тем более, что биографии и автобиографии – в числе моих самых любимых жанров.

16 мая 1910 года родилась Ольга Берггольц

Понедельник, 16 Май 2011

Наверно, каждому человеку – своё время. Мне очень трудно представить в нашем времени Берггольц, Цветаеву, Ахматову…
И также трудно представить то, их время, без них…
Как бы Ленинград – да без Берггольц? В “Истории русской советской поэзии” про Берггольц написано, что “по остроте драматического восприятия она, пожалуй, не имела себе равных”. И на самом деле – в каком месте не откроешь томик её стихов, сразу оказываешься в плену её живого слова – пьёшь до дна правду жизни, с отчётливым привкусом полыни.

* * *

На асфальт расплавленный похожа
память ненасытная моя:
я запоминаю всех прохожих,
каждое движенье бытия…
След колёс, железных и зубчатых,—
ржавый след обиды и тоски.
Рядом птичий милый отпечаток —
дочери погибшей башмачки.
Здесь друзья чредою проходили.
Всех запоминала — для чего?
Ведь они меня давно забыли,
больше не увижу никого.
Вот один прошёл совсем по краю.
Укоризны след его темней.
Где-то он теперь живёт? Не знаю.
Может, только в памяти моей.
В наказание такую память
мне судьба-насмешница дала,
чтоб томило долгими годами
то, что сердцем выжжено дотла.
Лучше б мне беспамятство, чем память,
как асфальт расплавленный, как путь,—
вечный путь под самыми стопами:
не сойти с него, не повернуть…

Октябрь 1939

Марина Тарковская. “Осколки зеркала”

Четверг, 12 Май 2011

Приболела. Сижу дома, ваяю подарок другу на новоселье. И слушаю случайно найденную в сети аудиокнигу – страницы из книги Марины Тарковской – “Осколки зеркала”. Страницы книги читает Елена Шанина. Очень хорошо читает, проникновенно, с глубоким чувством. Комментирует каждую главку аудиокниги сама Марина Арсеньевна Тарковская. В оформлении использованы фрагменты фильма Андрея Тарковского «Зеркало», музыка Эдуарда Артемьева и стихи Арсения Тарковского. Очень органично всё вместе сочетается. Очень приятное чувство внутри – с такой любовью Марина Арсеньевна рассказывает о своей семье с непростой судьбой – только с большой любовью – о маме, папе, старшем брате, и обо всех других людях рядом. Без осуждения, но с чувством большой благодарности за то, что были в жизни моменты, описанные в её книге.

Собиралась прослушать совсем немножко, но увлекло так, что не оторваться никак. Теперь очень хочу отыскать бумажную версию книги. На Озоне её нет – оба издания и 1999 года и 2006 года раскуплены. Да и от лицензионного диска с записью этой книги тоже не отказалась бы. Это то, что хотелось бы иметь всегда под рукой и за что не жалко заплатить.

Год выпуска: 2011
Исполнители: Елена Шанина, Марина Тарковская
Жанр: Мемуары
Издательство: Радио «Культура»
Продолжительность: 03:19:19
(далее…)

Даниил Гранин об Ольге Берггольц

Четверг, 21 Апрель 2011

Узкая тропка вела между высоких снежных сугробов. По бокам дымили развалины домов. Я шёл где-то в районе Благодатного. Этому району досталось от снарядов и от бомбёжек.

Выглянуло солнце, снег заискрился. Не помню, был, наверное, февраль 1942 года, и был мороз. Я возвращался из штаба армии к себе в часть, «на передок». Вдруг стук метронома оборвался, из репродуктора зазвучал женский голос. Низкий, чуть хрипловатый, грудной, такой голос сразу запоминается. Среди блокадной тишины, а в Ленинграде никогда не было так тихо, как в блокаду, голос этот разносился далеко. Женщина читала стихи:

И ты, мой друг, ты даже в годы мира
Как полдень жизни будешь вспоминать
Дом на проспекте Красных Командиров,
Где тлел огонь и дуло от окна,
Ты выпрямишься вновь, как нынче, молод…

Я остановился, чтобы скрип снега не мешал. Стоял, слушал, пока мороз не сковал ноги.

…Ликуя, плача, сердце позовёт
И эту тьму, и голос мой, и холод,
И баррикаду около ворот.

Она читала, как читают поэты, запиналась, будто читала только что написанное.

У поэтов своё чтение, не схожее ни с какими артистами:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.

(«Февральский дневник», 1942) (далее…)

“Встречи на Моховой”–Станислав Говорухин

Вторник, 29 Март 2011

При всей моей нелюбви к современному телевидению, есть-таки у меня любимые телевизионные проекты. Очень люблю проект “Пятого канала” – “Встречи на Моховой”. Непосредственно по телевизору, правда, очень редко их смотрю, а вот в записи – частенько. Гости там всегда экстраординарные и очень талантливые, и ещё очень мудрые.

Сегодня имела удовольствие посмотреть запись передачи, где в студии гостил Станислав Говорухин. Очень мудрый, самокритичный, самоироничный, очень уютный и понятный. Для меня было большой новостью, что первая профессия Станислава Сергеевича – геолог. Удивил меня и тот факт, что режиссёр большой поклонник альпинизма и некогда активный участник этого вида спорта, и как-то сразу стала в разы понятнее его “Вертикаль”.  Очень забавно прозвучал рассказ о том, как пришло намерение стать режиссёром. Станислав Сергеевич шёл по Нижнему Новгороду со знакомыми и увидел, как снимается фильм. Актёры играли, съёмочная группа суетилась, и лишь один человек спокойно восседал в кресле, попивал принесённый ему чай (кофе) и неспешно руководил процессом. И тогда Станислав Сергеевич подумал, что это самая лучшая профессия. Конечно же, в каждой шутке есть доля истины, как, впрочем, и изрядная доля шутки.

Ещё очень тронуло высказанное режиссёром отношение к женщинам. Станислав Сергеевич поведал, что ещё на съёмках “Вертикали” убедился в том, что женщины трудолюбивее, аккуратнее, надёжнее и выносливее мужчин, и с тех пор  он предпочитает, чтобы на съёмках его окружали женщины  в качестве главных помощников. И ещё он признался, что и фильмы тоже больше всего любит снимать о женщинах.

(далее…)

Творческий вечер Елены Яковлевой

Воскресенье, 27 Февраль 2011

В концертном зале у Финляндского сегодня был творческий вечер Елены Яковлевой.  Три часа ответов на вопросы любопытных зрителей без перерыва и отдыха.  Я была очарована (: именно  всем человеческим в Елене – очень простая, искренняя, честная, без какого-либо намёка на какую-то звёздность или свою особенность, большая человечность  и очень трогательное волнение в начале беседы. Лично у меня возникло ощущение, что на сцене стоит Яковлева-студентка театрального института  – и внешний образ очень юный и обаятельный, и внутри всё юное, светлое, чистое, доверчивое, отзывчивое на доброту.

Очень многие моменты в беседе тронули до самой глубины души.  Несколько раз, когда разговор заходил о ушедших из жизни коллегах, о Наталье Гундаревой, например, на глазах Елены Алексеевны появлялись слёзы, и голос срывался. Она извинялась, что не сможет много рассказать о близком ей человеке – тяжело вспоминать… О коллегах – только тепло и с чувством глубокой благодарности. О Галине Борисовне Волчек, о Петре Тодоровском, Иннокентии Смоктуновским – с особенными чувствами. О работе – тоже с благодарностью и без упрёков судьбе.

Что очень тронуло – когда актриса благодарила зрителей, пришедших на творческий вечер, сказала так: “Не смейтесь пожалуйста, то, что я скажу – абсолютно серьёзно. Приезжаете вы в Москву. Оказываетесь рядом с театром “Современник”. Вдруг видите в афише, что именно этим вечером идёт спектакль с моим участием. А билетов в кассе, как водится, нет. Тогда вы обязательно зайдите в театр со служебного входа, позвоните актрисе Елене Яковлевой и скажите наш пароль  (тут Елена Алексеевна сказала секретный пароль) – и я обещаю вам, что два-три местечка на спектакле я вам смогу найти. Я, правда, это всё очень серьёзно говорю”. 

И вообще, трогательных моментов было очень много. И я так порадовалась, что есть такие люди солнечные. И что есть такие актёры, у которых во главе всё человеческое, а потом уже артистическое. Помнится,  уже радовалась этому в своём блоге, когда писала об Алисе Бруновне Фрейндлих… Но это правда так невероятно радует, так согревает изнутри, так подзаряжает оптимизмом и укрепляет веру в лучшее.

The Carpenters.

Суббота, 26 Февраль 2011

Поделившись вчера со мной двумя роликами The Carpenters на Youtube, мой друг не подозревал, насколько меня зацепят эти исполнители.  Полночи я смотрела материалы, щедро выложенные их поклонниками на Youtube – и биографические фильмы, и записи их выступлений – и читала англоязычные материалы в Википедии, ибо русскоязычные оказались весьма скудными.  Тексты песен тоже читала.

Волшебное было время – 60-ые, 70-ые, 80-ые.  Столько всего удивительного миру явили эти годы – такого, что не обесценивается со временем. И очень хорошо, что у нас есть возможность со всем этим соприкоснуться в наших безумных 2000-х (: – спасибо нашему времени, что сейчас стало намного проще соприкасаться со всеми богатствами и чудесами мира.

“Уроки танго и любви”

Четверг, 17 Февраль 2011

На прошлой неделе побывали с мамой на спектакле Алисы Бруновны Фрейндлих и её дочери Варвары Владимировой – “Уроки танго и любви”. В общем-то, Алису Фрейндлих на сцене я видела не первый раз, но в предыдущих спектаклях (например, в “Квартете”) на восприятие влияли и её партнёры по сцене. А в “Уроках танго и любви” талант любимой актрисы сиял ярко и величественно практически сам по себе, хоть это был и дуэт с дочерью.

Сюжет пьесы довольно простой – пожилой, некогда блиставшей, танцовщице предлагают принять участие в гала-концерте некогда столь же блиставших звёзд танцевальной сцены – встретиться со своими зрителями ещё раз, возможно уже последний. Она соглашается и начинает репетировать свой номер – её жизнь наполняется приятными воспоминаниями, особым смыслом, движением, новыми надеждами. Предложенный большой гонорар для неё вторичен – самое главное то, что у неё снова будет возможность выйти на сцену и станцевать свой любимый номер… Всё это время рядом с ней находится её родственница – милое, простодушное провинциальное создание из разряда старых дев. Её и играет Варвара Владимирова. Она и помогает нашей героине подготовиться к выступлению. Весь ход спектакля пересказывать не буду – должен ведь остался стимул увидеть спектакль своими глазами.

Героиня Алисы Бруновны – невероятна обаятельна, светла, естественно проста и в неё невозможно, совсем невозможно не влюбиться. Эта роль, в которой, удивительным образом совпадают героиня и актриса. Алиса Фрейндлих на сцене удивительно пластична, изящна, стройна, как лань (:. У её героини не менее прекрасное чувство юмора, чем у самой Алисы Бруновны и такой же неиссякаемый оптимизм. Даже фраза её героини: “если богу было угодно наделить женщину морщинами, он мог бы, по крайней мере, часть из них разместить на пятках”, мне кажется, очень даже в духе самой актрисы. (далее…)

Когда цвели сады…

Понедельник, 14 Февраль 2011

14 февраля 1936 года родилась польская певица Анна Герман


anna german

Анна Виктория Герман появилась на свет в узбекском городе     Ургенч в семье переселенцев: голландки-учительницы Ирмы Мартенc и немца-бухгалтера Евгения Германа. Когда Анне было два года, отца арестовали, и он погиб в лагерях. Мать вышла замуж за поляка Германа Бернера, но он пропал без вести на войне. После долгих скитаний Ирма с дочерью оказались на родине отчима Анны – в Польше. Там девочка пошла в школу, где сразу проявилась её удивительная способность к языкам. Герман знала польский, русский, украинский, узбекский, голландский, итальянский, английский и французский! Ещё она прекрасно рисовала и мечтала стать художницей. Но мать сказала, что профессия должна быть более «земной», и Анна пошла учиться на геолога.

* * *
Анна Герман была круглой отличницей. Особенно ей удавались чертежи и геологические карты: они были самыми точными и самыми красивыми. В свободное время Анна участвовала в художественной самодеятельности, однако о карьере певицы даже не помышляла. На прослушивание во Вроцлавскую филармонию её тайком записала подруга и потом еле уговорила Анну пойти туда. Герман предстала перед комиссией и спела несколько песен. Экзаменаторы сидели молча. «Это провал!» – решила Анна. Но её попросили спеть ещё, и ещё… Наконец, один из членов комиссии сказал Герман: «Извините, что заставили вас долго петь. Просто мы впервые в жизни побывали на таком чудесном концерте!» Так началась эстрадная карьера магистра химии без музыкального образования.

* * *
Однажды к Анне домой пришла незнакомая девушка. «Меня зовут Катаржина Гертнер. Я композитор, хочу предложить вам послушать мои песни», – сказала она. Анна согласилась. Одна из песен ей сразу понравилась, но мелодия виделась несколько иначе. Герман села за рояль и наиграла композицию так, как ей хотелось. Гертнер кивнула: «Так действительно лучше!» Это была песня «Танцующие Эвридики», которая стала первым шлягером и визитной карточкой певицы. С ней Герман произвела фурор на II Фестивале польской песни в 1964-м и покорила сердца советских зрителей, когда посетила нашу страну в составе делегации артистов соцстран. Популярность Анны Герман в СССР была столь велика, что первая пластинка певицы вышла на фирме «Мелодия» и лишь потом – в Польше.

* * *
В августе 1967-го на гастролях в Италии Герман попала в автокатастрофу. Последствия были ужасны – 49 переломов! Родственникам в посольстве выдали визы вне очереди: врачи были уверены, что певица не выживет. Однако Анна благодаря своей силе воли, а также любви и поддержке мужа, Збигнева Тухольского, сумела опровергнуть эти пессимистические прогнозы. Ей прочили участь лежачего инвалида – она заново научилась ходить. Говорили, что о сцене можно забыть, – Анна продолжала писать песни и петь. И через три года вернулась на эстраду с новой программой «Человеческая судьба». На первом концерте зрители встречали каждую песню такими овациями, что он продлился на 45 минут дольше заявленного времени.
(далее…)

Юная Софи Марсо и её партнёр по “Буму” Пьер Коссо

Вторник, 1 Февраль 2011

19821213Ellenr192704d
(далее…)